?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прошлой осенью, когда я показывала очередную порцию фотографий из поездки в Амстердам, мне пришла в голову простая мысль, что я же могу в любой момент отправиться туда порисовать, а ещё лучше с компанией единомышленников. Так родилась идея интенсивного городского пленэра в Амстердаме, который прошёл под моим руководством и при поддержке художницы Татьяны Кононенко, которая переняла на себя роль ассистента проекта.

My plein-air workshop

Курс "Интенсивный городской пленэр в Амстердаме 7-8 мая 2016" был намеренно очень сложным и предназначался только для тех, кто был настроен серьёзно и много работать. Участники уже в первые минуты заметили, что то, что будет происходить на нашем мероприятии - это не туризм. Интенсив проходил в рамках установленного мною формата для мастер-классов: предварительное подготовительное домашнее задание, его обсуждение в первый день встречи, подробные и аккуратно оформленные инструкции с точным расписанием и адресами, 2 напряжённых дня работы с заданиями по поиску сюжетов для изображения, композиции и цветовых решений. О напряжённой работе и стрессе, полезных или вредных для художника, немного подробнее ниже.

My plein-air workshop

Лично я в очередной раз получила весьма интересный опыт ведения мастер-класса в полевых условиях. Мероприятие в Амстердаме отличалось от моего последнего мастер-класса в Драхенбурге сразу по нескольким параметрам. Во-первых, потому что мне предстояло руководить и отвечать за довольно большую для городского пленэра группу. Во-вторых, потому что действие происходило в чужой стране в таком шумном туристическом городе как Амстердам. В-третьих, потому что обычно на мастер-классах я посвящаю всё своё время людям и привожу домой только быстрые, мимолётные зарисовки. В этот раз у меня была помощь в виде равноценно оплачиваемого преподавателя-ассистента, поэтому я планировала и сама сделать целый ряд подробных набросков, на основе которых могла бы взяться за полноценные работы. Мне так же было очень важно, чтобы участники мероприятия унесли с собой как можно больше знаний, приёмов и навыков, которые помогли бы им в будущей самостоятельной работе. Я очень надеюсь, что они оценили возможность получить инструкции от двух художников по цене за одного :-) В итоге мои собственные рисунки получились не такими подробными и законченными, как хотелось бы, зато по части второй половины плана, подразумевающей интенсивное обучение участников, я очень довольна собой. Чего уж там, это так приятно видеть внутренний и внешний рост участников пленэра и понимать свою причастность к этому. А мои наброски подождут - никуда не денутся.

Кстати о самостоятельной работе. Я столкнулась с интересным феноменом. Вероятно, многие из вас заметили, что сейчас очень моден формат мастер-классов, когда люди учатся рисовать пейзажи в закрытом помещении по фотографиям. Слышала даже о таких мероприятиях, на которые ведущий художник приносил с собой готовые контурные рисунки - раскраски грубо говоря, а людям предоставлялась возможность повторить по его рисунку его же технику.

Естественно, в мероприятиях в спокойном помещении с удобной фотографией под рукой есть свои плюсы. Особенно для уже более продвинутых художников, которые владеют целым рядом навыков, но хотят научиться каким-то художественным приёмам другого мастера. Однако именно для начинающих художников такой формат мастер-классов может принести больше вреда, чем пользы. Я столкнулась с тем, что именно начинающие художники после пейзажных мастер-классов по чужому рисунку или фотографии разучивались или так и не научались работать самостоятельно. Более того, у людей наступали настоящие ломки - они не знали, что делать без мастер-классов и как вообще действовать.

Симптомы у всех одни и те же. Страх перед натурой, неуверенность в себе, блуждания в поисках того как и с чего начать, как выбирать сюжеты, в какой технике работать. Я не устаю повторять, что фотография усложняет жизнь начинающему художнику, если использовать её как основу, а не как вспомогательный инструмент.

Если в работе с натурой можно обойти какое-нибудь загораживающее дерево, посмотреть на объект с разных и сторон и "спилить" растение с переднего плана для более красивого рисунка, фотография делает художника безвольным и раболепным. Представляете, какая паника наступает у таких художников, когда предлагаешь им для более выгодной и интересной композиции "передвинуть" целую архитектурную группу? Те, кто не привык работать с натурой, часто элементарно не понимают, что их никто не приглашает её копировать. Как правило, у художника совсем другие задачи. Например, куда важнее передать атмосферу и необычность места. Ради этого можно всё - даже горы на горизонте на пару километров сдвинуть!

Поэтому мне было важно во время городского пленэра, и я рада, что Татьяна разделяла мою позицию, научить людей таким методам работы, которые позволили бы им рисовать свободно в условиях отсутствия преподавателя и подсказок-шпаргалок с его стороны. На собственном примере я продемонстрировала, как игнорировать зевак за спиной; как искать сюжеты; как находить правильный формат для своих работ; в какой технике и насколько медленно или быстро работать. По моим ощущениям и отзывам участников пленэр удался! Мне его можно смело хвалить, правда же? Я же не одна там была :-)

А вообще на пленэре, как на пленэре. Уже утро первого дня принесло с собой сюрпризы. Мы встретились на площади Дам. По плану у нас были разминочные зарисовки карет, лошадей или элементов фасадов. Оказалось, что в утренний час площадь как бетонный котёл залита солнцем настолько, что даже лошади и кареты отдыхают. Но это натура и надо быть готовым к тому, что придётся менять место и принимать спонтанные решения. К счастью следующим пунктом плана был самый красивый дворик Амстердама - Бегинхоф. Поэтому мы просто сразу направились туда. Там и началась наша работа. Фотографий из Бегинхофа у меня практически нет. Нужно было сначала всё организовать, расставить, рассадить и успокоить. Подбадривать, давать инструкции и всячески помогать участникам словом и делом. Зато за время работы мы побывали на голландской велосипедной свадьбе, а так же выслушали на нескольких языках историю о монашке-директоре Бегинхофа, которую по завещанию похоронили в канаве. А чтобы соотвествовать её последней просьбе:"И не забудьте обо мне", посадили на её могилке незабудок. Мы сначала кощунственно обложили могилку мольбертами и красками, но нас вовремя направили на путь истинный :-) В траве перед нами кувыркался смешной котёнок. За спиной ходили туристы. А нам было хо-ро-шо :-)

Снимки у меня уже только из фазы "скорее собираемся и бежим до следующего объекта".
My plein-air workshop

Такие все счастливые - приятно посмотреть :-) Вот вечно с нами художниками так: работаем напряжённо, а выглядим со стороны расслабленно; устали - а выглядим счастливыми. Пойди докажи потом кому, что профессия художника - тяжёлая и энергозатратная. Ну-ка быстро сделайте измождённые работой лица! :-)
My plein-air workshop

Помню первое удивление учеников, когда я написала в домашнем задании и плане мероприятия, что мастер-класс НЕ акварельный! Акварель и цветные карандаши - это моя техника. А им нужно было работать в своей и везти с собой только те материалы, которые соотвествуют их темпераменту. За два дня люди сделали для себя просто тонну открытий, как мне кажется, и меня это очень порадовало. К некоторым ещё не пришло осознание масштабности ракрепощения, но его осталось ждать совсем недолго - поверьте на слово. Я показала пару приёмов, как самостоятельно искать сюжет и выбирать формат. Разрешила (о боги) пользоваться линейкой, белилами, маркерами по акварели и прочим якобы запретным. Потому что НЕ надо навязывать себе дополнительных комплексов с различными ограничениями - разберитесь хотя бы с теми, что уже успели насобирать со всех сторон. И да, я против того, чтобы насиловать себя, если "не идёт" какая-то техника. Надо смотреть, что именно получается, какие материалы подходят. Вы же не начнёте резко есть нелюбимый болгарский перец только потому, что все остальные его любят? Так и с материалами и инструментами - их надо подбирать под свой вкус. У нас всех разный темперамент и отличная от других жизнь. Важно работать легко и с удовольствием - помогать себе становиться лучше. Потому что у нас, художников, всё недовольство собой и процессом тут же выливается на лист в форме вымученных линий и замызганных картинок! А кому это нужно?

Вторым пунктом программы после обеда на Цветочном рынке у нас были мостики с видом на Южную церковь - тёмно-зелёный (мы его чёрным называли) и белый. По желанию можно было взять мотив попроще - всё-таки мы очень устали к концу дня. На этой точке вообще несколько часов пронеслись, как миг. Жаль только, что перед общей фотографией несколько девушек уже убежали домой.
My plein-air workshop

И вот они опять, усталые, но счастливые
My plein-air workshop

My plein-air workshop

По устройству самого мероприятия сделала тоже много внутренних зарубок и поняла, чего я больше никогда не буду делать и как могу существенно улучшить процесс обучения. Например, я искренне пожалела, что дала возможность сокращённого участия и разрешила брать только один из двух дней мероприятия. А всё потому, что именно первый день был всего лишь разминочным. Людям, которым ещё никогда не приходилось работать с натуры или те, у кого был очень большой перерыв (от месяца и больше), пришлось очень несладко! Нужно было сначала приложить массу сил, влиться в процесс, переступить через внутреннее сопротивление, почувствовать драйв и даже остановить волну мелкого раздражения. Того самого, когда только кажется, что ничего не получается, все мешают, всё не так... И только на второй день по признанию самих же участников случилось чудо! Люди расслабились, стали работать быстрее, перестали замечать зевак и погрузились в натуру, начали видеть цветовые и композиционные нюансы. Словом, стали действительно получать удовольствие от процесса и учиться. Обе девушки, которые побывали на МК только в первый день, очень многое потеряли, на мой взгляд. Поэтому возможности сокращённого участия больше точно не будет. Оно просто не имеет смысла, если честно.

Вообще было очень интересно наблюдать за изменениями в сознании участников. Например, в первый день многие упорно рисовали то, что знают, а не то, что видят. В чём это выражалось? В Амстердаме многие фасады домов очень тёмного, почти буро-кирпичного цвета. Однако, если на них светит солнце, весь город преображается! Фасады начинают играть оттенками розового и фиолетового, окрашиваются пастельно-вишнёвым, даже розовым. Многим было физически сложно переступить через себя и изобразить фасад тёмного здания нежно-пастельными оттенками. И только если я обращала внимание человека на игру света и тени, всё становилось на свои места.

My plein-air workshop

Или вода. Вода в Амстердаме зелёная, но в ней, как в зеркале, отражается весь город. И если между фасадами закрадывается кусочек неба, то он и только он пронзительно синий! И если в первый день у участников ещё можно было увидеть в зарисовках синюю воду как на детских картинках, то на второй день все смотрели куда внимательнее! Вода заиграла и ожила. А дорожки в Амстердаме? Нет, они не серые. Они пляшут всеми цветами радуги, как и фасады. Вообще особенность города на воде в том, что всё отражается во всём. И это надо понимать, что чистые цвета можно использовать только в декоративных, иллюстраторских работах.
My plein-air workshop

My plein-air workshop

А вообще какая у нас была шикарная рабочая атмосфера, если бы вы знали! После ужина в первый день мы даже на улице Красных фонарей порисовали и были куда большим аттракционом, чем полуобнажённые девицы в окнах :-) Извините, фотографий оттуда нет - говорят, что там туристам бьют фотокамеры за попытку фотографирования. Мы не стали рисковать.

Вот тут мы как раз уже плотно поужинали и самые стойкие собираются идти рисовать на улицу Красных фонарей :-) Наташа была на моём мастер-классе в Драхенбурге и как участник со стажем тут же сказала:"Идём!" :-)
My plein-air workshop

На второй день мы встретились у дома-музея Рембрандта. Во время работы над разминочной зарисовкой случилось очень смешное. У участников были уже настолько сильные, уверенные наброски, что к ним подошла одна женщина и начала спрашивать, где художницы купили эти раскраски, которые они тут всей компанией раскрашивают :-) Мы потом ещё долго шутили, что надо было взять у неё адрес и сказать, что по специальной цене мы ей вышлем любые на дом.

Вот тут девушки как раз сидят среди туристов и "раскрашивают свои раскраски" :-)
My plein-air workshop

Ниже на фото начинающий художник Мария (Маша, я надеюсь ты поступила в Париже в свой вуз!), которая решила вместо одного дня остаться и на второй - какой там был прогресс! Приятно посмотреть.
My plein-air workshop

Кстати, о зарисовках. На мастер-классе прозвучала интересная мысль, когда девушки листали мой и Татьянин блокнот с зарисовками:"Оказывается, и у опытных людей есть неудачные наброски" Естественно! А как же без этого? Я, к примеру, в книге "Рисуй каждый день" специально не стала прятать или править для книги неудачные рисунки года. Важно понимать, что при любом уровне подготовки художника есть внешние факторы, которые влияют на качество работы. К примеру, в утро перед домом Рембрандта я себя очень плохо чувствовала: жара, недосыпание предыдущих дней и стресс дали о себе знать в виде слабости. Но нужно было сесть и наравне со всеми за разминочные 40 минут сделать зарисовку и ещё обойти всех участников, поддержать словом и делом. В итоге дом Рембрандта у меня не пошёл. Мне понадобилось его нарисовать 3 раза, чтобы наконец-то вписать в блокнот и успокоиться.

Сначала нервный поисковый рисунок. Что я вам говорила про стресс, который тут же отражается на бумаге?
My plein-air workshop

А потом уже более спокойный. Да, его можно было бы доделать, выпрямить и пропорции улучшить, но это была разминка. Точка. Идём дальше. Кстати, слева на развороте как раз зарисовка места, с которого я рисовала на маленьком стульчике в красной рубашке.
My plein-air workshop

После разминки натура нам опять подкинула сюрприз. Планируемый для зарисовок и этюдов Новый рынок оказался до самых бровей заставленным палатками и зонтами продавцов. Тогда я просто увела участников на сравнительно тихую улицу, где мы отлично поработали. Важно просто понимать, что пленэр - это всегда сюрприз. Всегда можно сменить место, просто нужно заранее подготовить для себя отходные позиции. Благо погода нас оба дня очень баловала!

Дина тоже приехала ко мне во второй раз. Первый раз она была в Драхенбурге. Так приятно было видеть, какой прогресс у человека случился всего за 2 месяца!
My plein-air workshop

Это Динина работа в процессе
My plein-air workshop

Алёнина работа в процессе. За неё после первого дня работы я особенно порадовалась - настолько чётко к человеку пришло понимание того, что нужно делать, чтобы получалось, а удовольствие копилось.
My plein-air workshop

Татьяна обсуждает с Марией тонкости работы цветом
My plein-air workshop

Аня вся в процессе. Как же приятно наблюдать за работой довольного человека!
My plein-air workshop

Собираемся потихоньку. За Дининой спиной явно воришка пристроился. Тут же отвернулся, когда я начала фотографировать. Он до этого очень долго тихо и без движения стоял за нами в надежде, что кто-нибудь отойдёт от сумок "с ключом от дома, где деньги лежат". Но мы были очень бдительны. Не на тех нарвался товарищ. У меня в Париже двое таких товарищей не смогли сумку вырвать, а тут нас вообще много было - не поздоровилось бы :-)
My plein-air workshop

Юля вот очень удивила меня. Там были просто потрясающие работы! Но оказалось, что она впервые рисовала с натуры и не знала, что у неё есть свой стиль. Вот так дела. У человека потрясающее чувство форм и пропорций - сам Бог велел каждый день рисовать с натуры, потому что ей это должно особенно легко даваться.
My plein-air workshop

Девочки вообще все умницы, привезли с собой, как я и советовала, планшеты с ремнём. Очень важно освобождать руки от нагрузки при удерживании блокнотов и карандашей когда рисуешь.
My plein-air workshop

Красивое место, правда же?
My plein-air workshop

И на розовые фасады обратите внимание! Без солнца они тёмно-кирпичные.
My plein-air workshop

My plein-air workshop

Я за Аню всё время боялась, что она так рискованно близко к каналу сидела
My plein-air workshop

My plein-air workshop

И вот уже собираемся. Пора обедать и передвигаться к следующей точке.
My plein-air workshop

Во второй половине дня мы перебрались ближе к вокзалу и работали возле бывшей биржи на Дамраке.
My plein-air workshop

Там нам "посчастливилось" познакомиться с удручёнными поражением футбольными болельщиками. На наших глазах в воду улетели 2 велосипеда. Оказывается, это амстердамский народный спорт - бросать в Амстель непристёгнутые велосипеды. Мы сначала перепугались: вдруг им захочется сбросить в воду наши непристёгнутые мольберты и стульчики? Вы уже чувствуете, да, что мы - художники, живём опасно :-) Но всё обошлось, к счастью. Я стала возмущаться, что, напиваются тут и ищут потом приключений. И тут прозвучала коронная фраза художницы Ани. Я теперь всех футбольных болельщиков описываю, как она:"Нажрались футбола!" :-)

Алёна взялась за материалы, которые ей больше подходят, и тут же процесс пошёл
My plein-air workshop

Таня красит домики :-)
My plein-air workshop

Юля устала стоя рисовать
My plein-air workshop

А мы тут на другой точке в тенёчке
My plein-air workshop

My plein-air workshop

My plein-air workshop

Аня у нас вообще была "отвественной по перлам". Вечером второго дня стало ветренно (до этого стояла настоящая летняя жара), и она сбегала купить себе лёгкую худи с рисунком Амстердама и велосипеда.
- Ой, Ань, а где ты такую красивую кофточку купила?
Анна невозмутимо:
- Между пиписками и марихуаной. (Расшифровываю. Худи висела в соседнем магазине между такими же худи, только с изображением пиписок и марихуаны. :-))

Или пошли мы искать вечером кофе и пирожное после ужина:
- Девочки, а где мы сегодня проходили мимо красивых и вкусных булок, помнит кто-нибудь?
Анна всё так же невозмутимо:
- Булки были между бабами и мостами. (Расшифровываю: бабы - улица Красных фонарей, мосты - те, которые мы рисовали в первый день :-))

А это ночной Новый рынок, который мы днём не смогли нарисовать из-за толкущихся продавцов и покупателей. Сначала было все кинулись доставать блокноты и карандаши, но сил уже действительно больше не было :-) Зато мы там посидели в кафе, выпили кофе, съели кекс (кто какой ;-)), много смеялись и болтали. Было очень жаль расставаться! Не верилось, что время так быстро пролетело.
My plein-air workshop

В общем у нас было всё: и опасность, и море продуктивной работы, и смех, и веселье, и приятное человеческое общение. Может быть дело было в повсеместном аромате марихуаны, витающем в воздухе (во всяком случае наш заразительный смех многие явно списали на "небось накурились девушки"), а может в том, и я в это куда больше верю, что к концу второго дня очень напряжённой работы художники, которые приняли участие в пленэре, просто наконец-то поверили в себя и свои силы! Так держать! Пока, милый Амстердам! Мы улетели, но обещали вернуться.

My plein-air workshop

И о планах на будущее
Я уже рассказывала, что в этом году я не веду никаких онлайн-проектов вроде "Бесконечной книги" или "Рисовального флешмоба", потому что решила посвятить год себе, мастер-классам и работе с натурой. В этом году уже прошли 2 моих интенсивных мастер-класса и состоялись несколько личных арт-туров.

Следующий интенсивный городской пленэр будет ориентировочно в начале августа. Будем рисовать немецкий Хертен с его замком на воде и пряничными домиками.

Мастер-класс по иллюстрации будет ориентировочно в конце августа или первой половине сентября. Скорее всего будем рисовать афоризмы и средневековье немецкой Альтены. Всё зависит от того, как быстро музей в Альтене даст разрешение на работу целой группы в стенах их средневековой крепости. Там, в отличие от Драхенбурга, можно будет только один раз в день войти в стены музея, второй раз по тому же билету не пускают. Придётся очень много и сосредоточенно работать. Альтернатива - Монжау (я же не могу без плана Б :-))

Для поздней осени и зимы зондирую сейчас тему иллюстраторских мастер-классов в оборудованных классах. Скорее всего будут 2 основные темы: книжная и журнальная иллюстрация. Участникам будет предоставлена возможность спланировать или начать иллюстрировать книгу или проиллюстрировать статью в журнале.

Весной следующего года можно начинать паковать чемоданы в Венецию для городского пленэра. Сразу скажу, что точки для рисования будут поодаль от туристической суматохи. В следующем году в Венеции как раз будет проходить знаменитая Биеннале - интернациональная выставка современного искусства, которую можно посетить только раз в два года. Она должна быть особенно интересной в этот раз, потому что куратором будет знаменитая француженка Кристин Масель (Christine Macel) - куратор Центра Помпиду в Париже. Можно совместить посещение Биеннале с двумя днями пленэра. Так что оставайтесь на связи. Точные даты проведения мастер-классов и программу мероприятий я сообщу дополнительно.

Мастер-класс глазами участников
автора и художника-иллюстратора Дины Джетыбаевой https://www.facebook.com/notes/dina-jet/что-надо-делать-в-амстердаме/10154519240763488
художника-иллюстратора Юлии Гусаровой http://guzpig.livejournal.com/94750.html

Posts from This Journal by “work shop” Tag

  • Онлайн-практики с Lectoroom в январе 2019

    У меня хорошая новость для всех, кто ждал моих онлайн мастер-классов по городскому скетчингу и живописному рисунку. Им быть, и они состоятся уже…

  • Прямой эфир в Инстаграме

    Всем привет! 24 апреля в 12:00 по московскому времени я планирую провести свой первый прямой эфир в Инстаграме. Речь пойдёт о том, что вы, читатели…

  • Мастер-класс для иллюстраторов в Минске

    Уважаемые читатели моего блога! Спешу сообщить вам, что с 28-29 апреля в Минске в творческом пространстве "Кто такой Джон Голт" пройдёт мой…

Comments

tatianaddessine
May. 18th, 2016 05:12 am (UTC)
Отличное было приключение! Девочки умнички! Я только позже поняла Насколько же им было сложно в первый день. Шок и стресс работы в людных местах со сложными архитектурными объектами, с конкретными задачами. Не туризм! Думаю, что все расслабились благодаря твоей поддержке и деликатному обращению (которое удивительно совмещается с требовательностью). А ещё наверное потому что "куда же деваться с подводной лодки?" :-)

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel