{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Как разглядеть манипуляторов или Характерология Виктора Пономаренко

Не так давно я рассказывала об очень интересной книге, над выпуском которой была приглашена поработать как иллюстратор, но заказчик бесследно исчез ещё до первого наброска. Зато книгу интересную бесплатно прочла. Я всегда довольно тщательно изучаю то, что иллюсстрирую и могу честно признаться, что за последнее время это одна из немногих книг, которая произвела на меня очень большое впечатление. Речь о книге психолога Виктора Пономаренко, телеведущего программы "Перезапуск", - "Практическая характерология".

Коротко содержание можно пересказать так. Рассматривая отдельно взятого человека, автор описывает его характер семью чётко выраженными радикалами - истероидным, эпилептоидным, паранойяльным, шизоидным, гипертимным и тревожным. Чем большее количество радикалов представлено в характере, тем универсальнее, сговорчивее сам человек. Радикалы, особенно ярко выраженные в характере, определяют поведение человека, его поступки, образ мышления и даже внешний вид и манеру одеваться. Например, люди с ярко выраженным тревожным радикалом будут стараться оставаться незаметными и одеваться во что-то серенькое - невидимое. А люди истероидного радикала будут наряжаться ярко, броско, вызывающе - они сделают всё, чтобы выделиться. Люди эпилептоидного склада будут выглядеть чистенько и просто, даже строго, люди паранойяльного склада будут носить костюмы и другие атрибуты власти, в то время как шизоиды будут прятаться в капюшоны и балахоны, или пару недель удачно прятать порватую штанину под нависающей сумкой. Надо отметить, что Виктор проработал много лет с ФСБ и помогал составлять профили преступников при раскрытии преступлений разной тяжести. Я тоже раскрыла для себя тайну, как психоаналитики по каким-то отдельным сведениям о персоне могут дать её описание, возраст и точный внешний вид.

Вообще до моего знакомства с книгой я была большим противником раскладывания людей по полочкам. А когда прочла её, то поняла, что подобный расклад важен не только для того, чтобы наладить связи с тем или иным человеком и понять его, а элементарно для того, чтобы случайно не стать жертвой в ситуациях, которые складываются в силу проявления того или иного радикала в характере.

Fleamarket Les Puces de Saint-Ouen

Например, у меня был коллега, который имел привычку резко вставать и брать без спроса какие-то вещи с моего стола: ручку, линейку, ножницы. Или просто вставать за моей спиной и смотреть, что я делаю. При этом он не был моим начальником и права контролировать мою работу у него не было. Внутренне я ужасно возмущалась, но вслух ничего не говорила. Мол, спасибо, что он не моего перворожденного взял без спроса. Или: да пусть смотрит через плечо, я же не фигнёй занимаюсь. Однако поползновения на мою "территорию" со временем стали более дерзкими и грубыми. Например, в какой-то момент перед моим носом оказался огромный облезлый фикус - коллега решил, что на моём столе достаточно места для его растения. Поставил он его на ту часть моего рабочего места, которая была предназначена для рисования эскизов, создания бумажных макетов, работы со скальпелем и клеем и содержалась в безукоризненной чистоте и идеальном порядке. Цветок этот я незамедлительно переставила на пол, чем вызвала открытое недовольство коллеги. Через некоторое время товарищу приглянулся мой стул, а поскольку мой рабочий день начинался на час позже, однажды, придя на работу, я обнаружила что стул он решил конфисковать в свою пользу. Во время перерыва я вернула себе стул со словами:"Посидел? Понравилось? Закажи себе такой же самостоятельно в отделе закупок!" Закончились набеги на мою "территорию" только тогда, когда я решительно поставила человека на место: совершенно чётко проговорила правила и условия существования со мной в одном кабинете, а заодно чётко очертила, где начинаются границы моего "владения". Так же я недвузначно озвучила, что элементарно ожидаю, что человек попросит разрешения воспользоваться моими вещами, которые я ему с удовольствием одолжу. В противном случае кара грянет незамедлительно - обещаю!

Оказалось, что правильным было такого человека сразу поставить на место. По описаниям Виктора, моего коллегу можно отнести к ярким представителям людей с выраженным радикалом эпилептоидности. Среди прочих характеристик этого радикала есть такая. Это люди, требующие порядка во всём, склонные к агрессивным действиям в случае неудачи и сортирующие других по статусности. Если такой человек возомнил, что вы слабы, а он альфа-самец, он будет себя сразу вести так, как будто подобное поведение разрешено ему кем-то свыше. А вы по природе своей обязаны подчиняться и терпеть. Подошло даже внешнее описание: очень короткие волосы, вылизанные, обрезанные почти до мяса ногти, строгий порядок на столе и в одежде. Важно, чтобы такие люди не записали вас в более слабых, чем они сами. Было интересно наконец-то понять, какие глубокие механизмы стоят за, казалось бы, совершенно пустяковыми поступками: подумаешь, вещи без спроса со стола берёт или свои цветы на мой стол ставит. Просто в его представленнии весь кабинет был его личной территорией, на которой я, как особь более слабая, распоряжаться права не имела.

Меня, как человека творческого, больше заинтересовали другие радикалы - истероидности, эмотивности и шизоидности. Эпилептоидность (почти военная выправка) и паранойяльность (планирование огромных проектов и доведение их до конца) в нас тоже есть - они помогают нам успешно завершать проекты и действовать слаженно. Однако именно первые три упомянутых радикала характеризуют нас, творческих людей, как нельзя более ярко! Истероидный отвечает за привлечение внимания, эмотивность за гармонию, сочувствие, любовь, стремлению к красивому, а шизоидность за креативность. Но, обо всём по порядку.

Истероидность - радикал поверхностности. Истероидный радикал присутствует так или иначе у всех людей публичных творческих профессий. Ключевое слово здесь именно "публичных". Наиболее ярко этот радикал выражен у певцов, актёров и других деятелей культуры, которые всё же при всей их поверхностности - зримой гибкости - добиваются успеха и признания благодаря эпилептоидности и прочим радикалам, присутствующим в характере. Художники тоже часто наделены истероидностью. Но одно дело, если радикал истероидности стоит в цепочке характеризующих радикалов где-нибудь на 4 или 5 месте. То есть не является наиболее ярко выраженным. Тогда он помогает творческому человеку, который честно работает над собой и сворачивает горы, показать своё творчество - блистать по праву. Этот радикал нужен художнику, чтобы его элементарно заметили. И другое дело, если истероидный радикал занимает первое место в характеризующей цепочке радикалов.

Fleamarket Les Puces de Saint-Ouen

Тогда мы имеем дело с настоящим жуликом! Мы говорим о человеке, который будет постоянно и скорее всего незаслуженно стоять в центре внимания, при этом с завидным постоянством вести разговоры о себе любимом и своей деятельности. "Наличие истероидного радикала обнаруживается в характерных мимике и жестикуляции, отличительными особенностями которых являются манерность, театральность, претенциозность. Истероиды любят красивые, "выигрышные" позы, призванные свидетельствовать о "высоком происхождении" и "элитном воспитании"." Они обязательно расскажут вам о знаменитой бабушке, графине в десятом поколении, которая говорила с детства на нескольких языках и держала детей и внуков в плане образования в чёрном теле. При этом не стоит удивляться, если даже при наличии такой бабушки истероид с ней никогда не сталкивался. Он отличный имитатор. Ему не нужно действительно знать языки и иметь дворянское воспитание. Истероиду хватает того, что он знаком с признаками и может легко сыграть роль перед публикой.

Он, по словам Виктора, уже ребёнком, решив налепить куличей в песочнице, не сумеет сделать ни одного ровного. Более того, заметив, что у другого ребёнка, играющего рядом, уже целых 10 потрясающе красивых песочных куличей, истероид станет в позу и скажет, что любой дурак умеет состряпать ровный кулич. А вот создать такой необычайно креативный и кривой, какой получился у него, надо уметь. При этом, как правило, будет поддержан в своём заблуждении аплодирующими родителями. "Ты звезда!" - будут они говорить ему. И всю дальнейшую жизнь этот создатель кривых куличей будет искать себе ту самую "родительскую" среду, которая будет аплодировать его сомнительным "куличам". И, к изумлению людей другого склада, будет эту среду себе находить.

Такой человек будет охотно и громко начинать большие проекты (чтобы все ахнули) с броскими и дерзким названиями вроде "Стопитьсот куличей за секунду", но при этом не сможет довести ни одного из них до конца. Истероиды по природе своей позёры. Они не хотят и не умеют работать, но с огромным удовольствием купаются в лучах славы. Им не нравится заныривать и разбираться. Причём, повторюсь, если бы радикал был выражен менее слабо, многие его негативные стороны были бы просто исключены другими доминирующими радикалами. Человек бы сначала насоздавал достойных куличей, а потом красиво, громко и вполне заслуженно рассказывал о них. Но только не истинный истероид! По Виктору Пономаренко:"... имеющийся в распоряжении психический потенциал истероид употребляет не на производительный труд и упорное преодоление препятствий, а на создание и сохранение иллюзорного благополучия (в собственном и в сознании окружающих), что становится основной тенденцией его поведения."

Ещё одна характеристика истероидного радикала - желание казаться кем-то иным, чем он есть на самом деле. Ему хочется постоянно находиться в центре внимания - он физически не выносит внимания к кому-то другому: я и только я тут звезда! Такие люди умеют искусно манипулировать чужим сознанием, потому что кажутся (только кажутся!) людьми чрезвычайно милыми, приятными и дружелюбными. Их прямо нельзя НЕ любить - настолько сильна магия очарования истероидов!

Уличённые во лжи, они не делают попыток исправиться, а лишь умело, нередко путём малоприличных манипуляций, избавляются от тех, кто их вывел на чистую воду. Не поздоровится никому - ни супругам, ни друзьям, ни собственным детям. Истероиды физически нуждаются в диферамбах по любому поводу: будь то сочувствие по поводу состояния здоровья или похвала в адрес очередного сомнительного кулича. Если вы этого НЕ делаете, вы НЕ представляете для истероида никакой ценности. Влюблены в истероида? Лелейте его так сильно, как только можете, и ещё сильнее. И тогда вас не выставят за дверь, как ненужный веник. Цитата Виктора:"... истероид в течение всей жизни воспроизводит модель межличностных отношений, аналогичную той, семейной, модели, в которой он играл роль "кумира". Не имея полноценной возможности справиться с реальностью, истероид создаёт иллюзию. Иллюзию благополучия и успеха. При этом всё, что противоречит этой иллюзии, удаляется (вытесняется) из его сознания. Все те, кто не желает верить в иллюзию, удаляются им из его социального окружения."

Часто это люди, которые очень легко меняют обличие, чтобы получить внешние признаки принадлежности к какой-то мэйнстримной, популярной группе. Истероиды очень легко принимают какую-то роль, но не проживают её, а именно что играют. С жаром и пылом истероид бросит все силы на изменение внешности, чтобы сделать её более выгодной. Он даже будет готов подвергнуть себя ряду операций, лишь бы удачно имитировать выбранный персонаж. "Яркость дополняется претензией на оригинальность. Именно "претензией", а не истинной оригинальностью (которая, скажем, является уделом шизоидов). Истероид, выбирая одежду и т.д., отдаёт безусловное предпочтение моделям, наиболее оригинальным из общеупотребительных, общепризнанных. Он следует моде, но не творит моду. Истероид по сути своей не творец, а подражатель, имитатор. Подумайте, а как же иначе? Ведь, решая задачу выделиться из общей "серой" массы, истероид делает лишь первый шаг к обретению своего внутреннего, психологического благополучия. Ему ещё только предстоит расположить к себе окружающих, заставить их поверить в его необыкновенные способности, редкие душевные качества и т.д. А этого возможно добиться только оставаясь понятным и близким большинству. Излишняя оригинальность здесь может только помешать, оттолкнуть людей."

Если истероид решит стать художником, он будет очень правдоподобно рассказывать самые немыслимые и шокирующие подробности о себе и своём окружении, которые, как ему кажется, присутствуют в жизни каждого художника. Желательно богемного (про них больше слухов ходит). Истероид-художник расскажет, что перепробовал все наркотики на свете, пережил все возможные отравления, испытал весь возможный секс (кроме того, который мог бы бросить тень на него любимого - за этим он следит), участвовал в самых немыслимых оргиях. При этом он не забудет рассказать, насколько успешен и как его везде ждут, что он завоевал все возможные призы, поучаствовал во всех возможных выставках, всех превзошёл, всего добился и вообще видел уже столько всего, что ему самое время писать мемуары или как минимум учить других жить.

"Продолжая тему имитаторства истероидов, отметим их удивительную способность к социальной мимикрии, что в области оформления внешности проявляется в склонности переодеваться в самые различные наряды... И не просто переодеваться, но преображаться! Формально-поведенчески и, что самое интересное, внутренне тоже. В такие минуты истероид не просто выглядит, как типичный (даже наиболее яркий, узнаваемый) представитель этой группы, но и ощущает себя им. Сама личность его существенно трансформируется. Один и тот же человек, щедро наделённый истероидными качествами, одинаково легко и комфортно чувствует себя и во фраке, на высочайшем приёме, и в телогрейке, сидя на деревенской завалинке, и в военном мундире, щеголевато прохаживаясь вдоль строя… При этом, будучи одетым во фрак, он размышляет о благе Отечества, о преимуществах монархии перед демократией и об иных высоких материях; телогрейка настраивает его на домотканно-лирический лад. "Инда взопрели озимые", – думает он, лениво щурясь. – "Рассупонилось красно солнышко, растолдыкнуло свои лучи по белу светушку…". Мундир заставляет его беспрестанно чертыхаться, врать напропалую о былых боях и походах, бранить в голос подчинённых, сквозь зубы – начальство, и мечтать о прибавке к жалованью. ... Чтобы так преображаться, знаете, кем надо быть? – Правильно. Никем. Чем более в реальном характере выражена истероидная тенденция, тем больше личность напоминает некий конструктор, который легко разбирается и собирается вновь, но всякий раз – в совершенно иной конфигурации. Сколько-нибудь устойчивого ядра личности просто не существует. Постоянно присутствует только одно – эгоцентризм."

Fleamarket Les Puces de Saint-Ouen

Виктор говорит, что таких людей бесполезно заставлять работать, тем более в коллективе. Они слишком эгоцентричны, при этом в основной своей массе бесполезны. Они ведь уверены в том, что всё умеют, стоит им только захотеть. Однако на практике умеют только одно - лепить из себя конфетку. Поэтому такому человеку в коллективе нужно давать шанс украситься чужой работой и постараться заставить его самовлюблённость работать на коллектив. Как это сделать? Доверить ему презентацию готового продукта! Он сделает всё возможное, чтобы чужие заслуги легли на него, как родные, при этом, по словам Виктора Пономаренко, опишет ваш продукт ТАК, что вам и не снилось! А это как раз то, что доктор прописал для того, чтобы выполненную работу элементарно оценили. Истероид умеет влюблять в себя народ (до поры до времени, пока ему верят), и это свойство можно и нужно использовать на благо коллектива, даже если все лавры будут как будто доставаться истероиду.

Виктор однако так же пишет, что именно истероиды, которые очень быстро вживаются в удобную им роль (не путайте только с эмпатами-эмотивами!), одни из самых мстительных людей с талантами великих манипуляторов. Ни дай бог вам попытаться занять центр вселенной и стать более известным и успешным, чем сам истероид. Месть его будет страшна! Он умеет так тонко манипулировать сознанием людей, что вам не поздоровится! "Оборотной стороной сопряжённой с истероидностью социальной гибкостью является беспринципность. Умение и желание истероида производить яркое впечатление на новых людей превращаются в склонность время от времени менять круг друзей (помните про ненужный веник, да?), переходить из одного коллектива в другой и т.п. Талант актёра, имитатора, "иллюзиониста" ведёт к отказу от реальной деятельности в пользу иллюзии, имитации результата. Экспромт оборачивается т.н. "псевдологией" – вдохновенным враньём, посвящённым своим или, реже, чужим успехам." Истероиды плохо чувствуют людей, не понимают их настроение и не умеют под него подстраиваться. С их эгоцентризмом, "люди важны только как публика, внимающая и хлопающая в ладоши. Они никого не настроены понимать, никому не сочувствуют, они умеют лишь имитировать психологическое состояние собеседника, по типу "зеркального отражения", не более."

Как распознать манипулятивные механизмы истероида? Тут важно, по мнению Виктора, очень много наблюдать за людьми и внимательно вслушиваться в то, что они рассказывают о себе.

Если истериод создает впечатление, что ведет бурную социальную жизнь, везде востребован, настоящий светский лев, но на деле редко выходит из дома, в его рассказах можно вычленить типичные уловки. Например, он никогда не станет называть точных паролей и явок, мест и чисел. Он может показывать фотографии чужих вечеринок, туманно сообщая: "Отличная была вечеринка", и будет создаваться впечатление, что он там побывал. Люди будут ему завидовать и восхищаться. Даже если какой-нибудь эпилептоид-правдолюб заподозрит, что это не так, или обнаружит, что фотографии чужие, истероид-позер нисколько не смутится. Он всегда найдет как выкрутиться - его не так поняли, переврали, или даже несправедливо обвинили, проявив агрессию. Обычно ему даже не нужно оправдываться самому. Всегда найдутся очарованные и восхищенные поклонники, которые скажут это за него, а истероид будет скромно и с достоинством стоять в стороне.

Итак, истероиды искусные манипуляторы. Они умеют любой провал оборачивают в свою пользу. Они, как настоящие фокусники, владеют самыми разнообразными навыками ловкости рук без откровенного мошенничества. Если они провалили какой-то проект, они будут так долго разбирать чужие недостатки в похожих проектах (к слову, вполне удавшихся), что люди забудут про провал самого истероида. Истероиды умеют очень искусно показывать пальцем в небо (на других). И пока зрители смотрят в направлении указательного пальца, истероид-иллюзионист ловко вытаскивает очередные фальшивые карты из рукава и удивляет публику ещё больше своим "умением" и необычайными способностями. При этом истероид приукрашает себя настолько, что отпадают всякие сомнения в его экспертном звании. "Притворяйся, что уже получилось!" - любимая фраза истероидов. Не путать с:"Притворяйся, пока не получится!" И если кто-то всё же вспомнит, что у самого истероида "птичка так и не вылетела", у него, как упомянуто выше, всегда найдутся поклонники, которые бурно заступятся и найдут, чем ответить "обидчику". (А истероид снова скромно постоит в сторонке.)

Думаете, что на этом истероид готов успокиться?

London, Summer 2015

Он всё-таки тщеславен и физически не может перенести тот факт, что у кого-то "куличи" действительно получаются и этот кто-то оказывается вместо него, истероида, в центре внимания! Он будет пускаться на все возможные уловки, чтобы намёками направить слушателя в нужное ему русло и отвлечь от чужих заслуг. Для этих целей истероиду годится всё, даже превратное толкование каких-то ситуаций или высказываний. Истероид готов наполнить пустоты выдуманными фактами. Более того, он вдохновляется возможностью заменить скучноватую реальность гораздо более яркой иллюзией. Девиз истероида:"Если в словах оппонента есть место для кривотолков - не упусти свой шанс внести смуту!" При этом мудрый истероид никогда не покажет отчётливо пальцем в сторону противника. У него будут размытые, туманные намёки на некую абстрактную нехорошую группу людей. При этом он будет подчёркивать, что сам он к ним не относится. Истероид создаст для себя некий фон, чтобы в очередной раз оттенить себя любимого. Благодарная публика истероида будет в восторге от его "разъясняний". Все разойдутся с мыслью о прекрасном, позитивном истероиде и как будто чётким представлением о том, кто же тот плохой, нехороший человек-редиска, или группа людей, на которых истероид не смог сослаться более конкретно (явно в силу своего прекрасного дворянского воспитания :-)).

Вообще когда истероид начинает говорить о ком-то другом, что для него очень нетипично, это не означает ничего хорошего. В основном это симптом того, что он бьётся в конвульсиях из-за недостаточного внимания или его в очередной раз накрыло когнитивным диссонансом при сопоставлении представлений о собственных возможностях и реальности. Это важно понимать и помнить. Иначе бы он не потратил ни секунды своего драгоценного времени, чтобы вещать о ком-то другом, кроме себя. Он явно вынужден пойти против своей натуры, чтобы восстановить утерянное душевное равновесие, и скорее всего эта неприятность доставляет ему как минимум зубную боль. Пожалейте истероида и не держите на него зла. Он не может по-другому.

Monschau

Достаточно того, что вы делаете всё правильно, если вызываете его гнев. Ведь как говорят? Нужно стараться добиваться успеха там, где конкуренция очень маленькая. А где она такова? Там, где по-настоящему работают, а не создают видимость.

Если вы неожиданно обнаружили, что сами являетесь ярким представителем истероидного радикала - не печальтесь. Вы можете наступить своей истероидности на горло, если только захотите. К ому же в истероидном радикале есть и положительные стороны. В сочетании с гипертимным радикалом (общительностью и бесшабашностью) он наделяет человека склонностью к экспромту. "Отсутствие заранее определённого алгоритма поведения, пробелы в информации об условиях, в которых ему предстоит проявить себя, истероида не смущают. Напротив, он вдохновляется возможностью заменить скучноватую реальность гораздо более яркой иллюзией. Кроме того, в основе экспромта – артистизм, талант гибко приспосабливаться к любым обстоятельствам за счёт быстрого выбора и убедительного исполнения подходящей к случаю роли. Вот какова она – истероидность. Она (и только она!) делает человека заметным, гибким, артистичным. Согласитесь, не самые плохие качества для этой жизни. Уже не говоря о способности творить иллюзию. Иллюзия правит миром, господа! В девяносто девяти случаях из ста мы охотнее выберем иллюзию, чем правду. Причём, как правило, именно иллюзию благополучия." Например, Виктор говорит, удобнее нам думать, что мы живёте в уютном, чистом, безопасном доме, или что подвал нашего жилища кишит крысами, у мусоропровода постоянно питается и ночует бомж с открытой формой туберкулёза. Или что профессия, которой вы посвятили всю свою жизнь, по-настоящему востребована обществом, исполнена смысла и пользы, или что вы большую часть рабочего времени толчёте воду в ступе?

Просто помните, что в вас есть и другие радикалы, которые помогут выкарабкаться из ловушки иллюзий. Как говорит Виктор: "Природа не делает плохих людей". Все сформировавшиеся радикалы прошли отбор эволюцией и нам решать, что делать с этим наследием.

О шизоидном и эмотивном радикалах, а так же их влиянии на характер художника, расскажу уже в другом выпуске.



Tags: отличные книги, помоги себе сам
Subscribe

Posts from This Journal “отличные книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →