{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Работы из Прованса и разговор о набросках, зарисовках и экизах

Лёгкие наброски с натуры, которые стали в домашних условиях очередным законченным рисунком в блокноте. Акварель, гуашь и цветные карандаши по грунтованному фону в Молескине.

Provence mon amour

Первые работы из серии я уже показывала здесь: Зарисовки с натуры в Провансе и работа карандашами Koh-i-Noor. Кстати, под постом о грунтовках в блокноте одна из читательниц спросила интересную вещь:"Natalie, я вот смотрю на разные чужие скетчбуки и понимаю, что одну такую страничку я смогу заполнить дней за пять, а то и больше, с выверениями, тысячей исправлений, негодований по ходу процесса итд. И возник у меня вопрос, сколько времени у вас уходит примерно на один набросок? Вроде набросок предполагает собой быстро "записанную" идею, а тут прям картина готовая - в рамку и на стену. Это такая скорость с практикой приходит? :) И ещё вопрос. Пишется ли набросок сразу конечным материалом, или сначала создается основа карандашом, или другим подходящим материалом?"

Я там девушке уже коротко ответила, а здесь расскажу более развёрнуто. Видимо, вышла какая-то путаница, потому что наброски и законченные рисунки - это две разные вещи. Вроде бы под законченными работами у меня нигде не стоит, что речь о набросках. Может тот факт, что рисунок выполнен в блокноте, сбивает с толку? Почему я, собственно, в начале этого поста снова упомянула слово набросок? Потому что работа над выше показанным рисунком началась с очень схематичного наброска с натуры не дольше 10-15 минут.

На месте я набросала ключевые элементы ландшафта, а так же сразу обозначила контуром собственные и падающие тени. Иногда на этой стадии рисунок так и остаётся жить в блокноте. А иногда место так вдохновляет, что непременно хочется довести первоначальный набросок до готового рисунка. Для этого, как и для спокойствия на душе, я часто делаю фотографии ровно с того места, на котором рисую - чтобы иметь возможность вернуться к наброску и довести его до ума при отсутсвии натуры. Однако те, кто поступает так же, прекрасно знают, что фотоаппарат часто перевирает как цвет, так и перспективу.

Так получилось и в этот раз. Я открыла фотографию, сделанную ровно с того места, на котором рисовала прованскую аллею в шато Ла Коста, и поняла, что всё не так! Свет и цвет не те, формы не те, деталей мелких полно - я не видела это всё так своим глазом! Более того, деревья на фото оказались куда толще, чем я их зарисовала, а сама аллея шире. У меня был выбор - стать рабом фотографии, или рисовать так, как помню. Я решилась следовать памяти. В итоге из быстрого наброска в домашних условиях получился законченный рисунок в блокноте.


Здесь вот как раз немного видно, что рисунок по бежевому фону. Акварель, цветные карандаши, гуашь. Не успела сфотографировать начальный набросок - со следующей работой обязательно постараюсь не забыть!
Sketch

Мне вообще довольно трудно различать такие вещи как набросок или зарисовка, потому что я всю свою сознательную жизнь прожила в Германии (скоро как 20 лет) и получила художественное образование здесь. У немцев нет такой разницы. Всё, что рисуется, - это рисунок (eine Zeichnung). Незаконченные рисунки, быстрые наброски или черновые рисунки часто называют эскизами - Skizzen. При этом нет разницы, был сделан такой незаконченный рисунок с последующим замахом на какую-то законченную работу или существует сам по себе.

А как оно в русскоязычной среде? Я специально не поленилась, достала с полки учебник "Рисование" И.И. Евдокимова 1949 года. Кусочки этой книги я уже показывала здесь. Евдокимов как будто намеренно избегает таких понятий как набросок или эскиз. У него всё рисунок: подготовительный, схематичный, законченный, карандашный, акварельный. Иногда, когда он говорит о рисунках учителя мелом на доске, называет это дело "пейзажными зарисовками". Но может, конечно, дело в том, что книга предназначена для педагогов по естествознанию, а не для художников.

По идее набросок - это схематичный рисунок для того, чтобы при работе (особенно с натуры) разобраться с пропорциями и композицией. Зарисовка - более проработанный рисунок с натуры, который может остаться существовать в таком виде и на том этапе, в которых его оставил художник. Причём и наброски, и зарисовки могут носить как учебный, так и более художественный характер. Эскиз же - это предварительный черновой рисунок для какой-то конкретной работы.

Меня поэтому до сих пор долбят за якобы неточность, что я называю на русском языке и у себя в жж, и в моих книгах английский sketchbook - "эскизным блокнотом". Ну да, можно было бы сказать "блокнот для рисунков", но длинно это как-то, тем более под рисунком каждый своё понимает. А рисуночный или набросочный блокнот звучит как-то странно, правда же? Тем более наработки в своих блокнотах я использую на полную катушку в иллюстрациях и в книгах. Для меня они в прямом смысле слова эскизные. Многие взялись называть такие блокноты транскриптно - скетчбуками. Видимо, это название и приживётся, потому что оно более ёмко описывает содержимое таких блокнотов, в которых есть и рисунки, и наброски, и зарисовки, и эскизы.

Посмотрим, что говорит Википедия по поводу набросков и прочего. Ей, правда, нельзя доверять на все 100% - всё-таки содержание тамошних статей часто оставляет желать лучшего. Но вот что она пишет по этому поводу:
- Набросок - грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения.
- Зарисовка - действие по значению гл. зарисовать, результат которого рисунок, набросок с натуры.
- Эскиз - предварительный набросок к рисунку, картине, театральному костюму или технический рисунок, выполненный от руки с соблюдением основных правил черчения.

Выходит, что оно так или иначе всё рисунок и всё набросок.

Вернусь к вопросу читательницы. Девушка спрашивала, сколько времени у меня уходит на один набросок. Когда как - от 2-25 минут. Всё зависит от сложности сюжета. Главная мысль - схватить и не забыть, что именно хотел передать - какое состояние. Но вообще лучше не зацикливаться на чужом времени исполнения. Важно научиться прислушиваться к себе. Кто-то вроде меня рисует очень быстро, кто-то медленне, но в итоге важны лишь результат и полученный опыт. Сами подумайте, какая вам разница, как быстро или медленно что-то делаю я, если у вас другие условия, другие навыки и совсем другой встроенный таймер? Записывайте время только для того, чтобы помнить, сколько времени вам нужно для работы. Например, чтобы запланировать свой художественный тур или чтобы мочь заблаговременно предупреждать семью во время совместных поездок-походов, как долго им курить кофе или смартфон, пока вы рисуете. Или чтобы год спустя порадоваться, что вы ускорились, да ещё улучшились. Не надо гнаться за другими. Время на рисунок - не ориентир. Ориентиром должно стать мастерство.

Ниже пример наброска в прованском Мартиге. Грунтованный фон, набросок голубым скетчером (специальный карандаш, который становится невидимым при сканировании) с повторной проработкой простым автоматическим карандашом (уточняла им первоначальный набросок скетчером).


Ниже наброски крепости в Хаттингене с натуры на морозе в декабре. Коричневый карандаш и акварель в блокноте Leuchtturm A4+.
My sketches from nature in Hattingen

My sketches from nature in Hattingen

Второй вопрос читательницы, чем создаёся набросок.
Тем, чем удобно. Кому-то удобно рисовать красным карандашом, а поверх начисто обычным (особенно если рисуете людей - красный набросочный контур потом не так выбивается при работе цветом). Кто-то рисует скетчером (Caran d'Ache sketcher blue pencil), а потом поверх уточняет контур линером или всё тем же простым карандашом. Этой техникой часто создатели комиксов пользуются, потому что при сканировании таких рисунков с наброском скетчером остаётся только тёмный контур и можно сразу красить в фотошопе.

Кому-то нравится делать наброски углём, потому что первоначальные контуры легко стираются сухой тряпочкой. Некоторые художники создали из этого индивидуальную технику! Они делают набросок лёгкими росчерками углём, уточняют их потом более твёрдым и острым карандашом, а первоначальные набросочные линии растирают всё той же сухой тряпочкой. Получаются интересные эффекты.

Кто-то сразу работает тушью или акварелью, чтобы рисунок был живым. Кому-то нравится лес карандашных линий, чтобы в конечной работе были видны поиски и набросочные линии.

Надо просто найти материал, который именно вам элементарно удобен в использовании и даст нужные результаты. И не факт, что нужно прямо по первоначальному наброску продолжать работать. Вы можете повторить рисунок заново, например, перенести его с чернового наброска на чистый лист с помощью окна или светового стола. А можете перерисовать, в том числе и на более большой формат. Кто вам может это запретить и зачем?

Часто я уже на месте рисую с натуры и контуром, и цветом. Мне так удобнее по целому ряду причин. Во-первых, копящиеся схематичные наброски часто давят на меня, как список незаконченных дел. А это дополнительный фактор стресса. В пути мне вообще интереснее делать полноценные зарисовки. Например, работать сразу без предварительного рисунка коричневым водостойким тушевым линером и покрывать 2-3 цветами акварели поверх рисунка - без исправлений, наскоком (так создавались зарисовки в путешествии по Англии и Шотландии).

Проработанные страницы, как в начале этого поста - это, как я уже говорила выше, совсем другая история и другая техника. Это схематичный набросок голубым карандашом Sketcher на месте с натуры - чтобы уловить атмосферу и формы и детальная проработка цветом в домашних условиях. Я его даже простым карандашом не уточняла - сразу по голубым контурам села дорисовывать дома (около 3х вечеров урывками так, что ушло в общей сложности не больше 2х часов), чтобы получить именно что готовый рисунок, но только на страницах блокнота.

Это вот английский Честер. Не помню точно по времени, но явно не больше 30 минут - был очень плотный график.
My UK travel book

Зарисовка первого замка в Шотландии, в котором мы жили. Я рисовала в сумерках с натуры после целого дня походов по городу, блокнот навесу. В лесу за мой спиной что-то странно дышало и похрустывало. Боялась даже обернуться :-) Я ещё покажу этот замок на фотографиях - он реально с привидениями был.
My UK travel book

Зарисовки в музее. Там нельзя было фотографировать - я именно что зарисовывала, а не набрасывала понравившиеся мне скульптуры или работы.
Sketches at Folkwang Museum in Essen

Ну и об эскизах. Ниже на рисунке: слева работа, справа уже более чистенький эскиз (был и очень грязненький, предварительный).
Steps of my work "Beate Uhse",

Здесь несколько этапов в одном - один из первых эскизов, чистовой рисунок карандашом и процесс покраски
My cover illustration for Beamused magazine Nr.8

Так что рисуйте. Просто рисуйте. Не смотрите на время, тем более на чужое, и не парьтесь с терминами. Делайте всё так, чтобы вам было удобно рисовать и хотелось это делать снова. А всё остальное - мелочи.


Tags: artbook & sketchbook, plein-air, process, travelbook, вы нам писали, мои статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments