?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О грунтовках в блокноте

Прошло уже много времени с тех пор, как я рассказывала, что для зарисовок в блокнотах можно просто заклеивать или закрашивать тонким слоем разбавленного акрила странички какого-нибудь ежедневника, книги или блокнота. Таким образом я советовала создавать фон для своих работ и раз и навсегда вылечиться от страха белого листа (старенькая статья "Довериться своим рукам"). Так же уже в первых статьях я советовала использовать для корректур грунтовку гессо (в основном пишут, что она для акрила): О материалах для артбуков

Теперь у меня прижился новый метод - грунтовать блокноты специальными смесями и добавлять в них немного цвета не в качестве корректуры, а как имприматуру (итал. imprimatura — первый слой краски) — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта. Свои цвет грунта я подобрала опытным путём. Если работаю днём, то у меня в студии холодный свет, а значит голубой фон бумаги подходит больше для моих целей. Если я точно знаю, что буду работать вечером, то и освещение у меня будет более тёплое, жёлтое (искусственное), а значит и модели (а я рисую с натуры), будут скорее желтоватыми. В таких случаях бежевый фон подходит при вечерних сеансах рисования для моих целей лучше. Так же в пленэрных зарисовках я заранее продумываю, какой фон может подойти больше. Например, зарисовки с лодками мне нравится делать на голубом фоне - он просвечивается сквозь штрихи и придаёт зарисовке особенный колорит. То же самое с бежевыми и оранжевыми фонами - я просто капаю в грунтовку коричневых чернил или оранжевую акварель. На таких фонах отлично рисовался охровый Прованс. О некоторых грунтовках, которые используют профессиональные художники для работы на холстах или тинторетто, и которые можно смело использовать для работы в эскизных блокнотах, я здесь и расскажу.

Gesso and Co


О грунтовке для акварели я собиралась написать ещё год назад. Я же её попробовала тогда, когда мы её обсуждали! Наверняка давние читатели моего журнала ещё помнят разговоры о ней, когда я готовилась к выставке и раздумывала, как именно подготовить под акварель большие форматы размером 1х1,5м. Помню, что в комментариях ходили слухи, что грунтовка для акварели - это что-то вроде жидкого папье-маше. Наносишь её на любую поверхность и как будто получаешь самодельную бумагу, отлично переносящую акварель. Сразу скажу, что это не так. Грунтовку для акварели можно использовать даже для того, чтобы отгрунтовать стекло и металл! Более того, её советуют для корректур - замазал в акварельке какой-то неудавшийся кусочек и прошёлся ещё раз краской, чтобы не создавать грязи. Судя по всему она состоит по большей части из мела, который отлично впитывает влагу (в отличие от традиционной дисперсионной или водоэмульсионной, то есть гладкой, грунтовки для холста под масло или акрил). Во многих форумах советуют наносить акварельную грунтовку прямо на холст. Она забивает неровности ткани и позволяет рисовать прямо по холсту акварелью. Вот этого я не пробовала пока.

144

Когда я готовилась к выставке, серьёзно обдумывала вариант, чтобы загрунтовать под акварель готовые деревянные планшеты Тинторетто. В Германии в строительных магазинах обрезают бесплатно любой нужный формат доски или дсп. Но как-то не доверяю я всем этим готовым смесям для "блинчиков" из банки. Мне спокойнее самой "замесить тесто". Готовые тинторетто нужного мне формата стоили каких-то заоблачных денег.

В итоге я сама соорудила планшеты 1х1,5 метра (купила готовые планки для подрамников в нашем магазине для художников - Boesner и приколотила к ним кусок ДСП, которые мне бесплатно и нужного размера вырезали как раз в строительном магазине). Натянула на них по всем правилам подготовки акварельных планшетов бумагу Canson из рулонов и создала свои крупноформатные акварели традиционно - красками по бумаге (без грунтовок). Если вдруг вы не знаете, как натягивать бумагу, вот ссылка на очень хороший мастер-класс: Как натянуть лист бумаги на подрамник. Однако для эскизных блокнотов, которые не жаль испортить, я решила опробовать всяко разно. Заодно выяснила в процессе, что с помощью грунтовки можно спасти любой даже самый плохой блокнот и спокойно работать в нём без заламывания рук:"Нет на свете хороших блокнотов"

Одна из грунтовок, у которой прямо в названии стоит слово "акварель" - Daniel Smith. Я остановилась на ней, потому что фанатею по акварели этого производителя. То есть с такой хорошей акварелью, по моей логике, они должны знать, что делают в случае с грунтовкой.
140

И я не ошиблась. Если наносить её жирненько, ничем не разбавляя, получаем весьма фактурную поверхность, которая позволяет создавать интересные эффекты в работе акварелью и карандашами.
139

Вот разворот поближе. Я рисовала по этой грунтовке ржавчину. Можно сказать, что шершавая поверхность создавала за меня все эффекты ржавого металла или древесины. Кстати, видите рисунок, который просвечивает через грунтовку? Это я закрасила свои упражнения левой рукой. А вот если брать и грунтовать ни по плохим рисункам, а по каким-нибудь специально нарисованным узорам - можно добиться интересных результатов в иллюстрации.
141

Вот, пожалуйста, просто оранжево-коричневые линии, а смотрится сразу как ржавчина
142

Дерево и металл
143

Однако, рисовать по такому фактурному фону - не совсем моё. Поэтому я разбавляю грунтовку для акварели самой акварелью (если цветная) или водой и тонко накатываю в 2-3 слоя на страницы блокнотов. Действительно выходит, что даже по тонким листам с такой грунтовкой можно работать акварелью! На самой банке написано, что по ней можно так же рисовать акрилом, гуашью и пр.

Я использую для грунтовки страниц в блокноте специальный валик - тогда на них не остаётся следов, как от кисти. Фон просто ровненький и слегка фактурный. В белую чашечку на фото выкладываю пару ложек грунтовки, пипеткой для модельщиков (люди, которые клеют и красят модельки самолётов, танков и пр.) добавляю нужное количество разведённой акварели или туши. Пипетки эти очень удобны, а стоят копейки - Rayher - 57988000 - Pipette, 2ml, SB-Btl 1Stück Там прямо в пипетке есть метки по миллиграммам. Удобно набирать точное и всегда одно и то же количество краски для смеси. Так же удобно, что в отличие от кисти, пипетка не съедает кучу краски, а отдаёт в смеь всё.

Татьяна tatianaddessine добавляет в грунтовку гессо, о которой я пишу ниже, процеженный раствор золы. Её фоны получают розово-серый оттенок. Повторюсь, я довольствуюсь обычными средствами для подкраски - тушь или акварель. В некоторых пузырьках с тушью есть своя пипетка - тоже очень удобно капать в грунтовку. Заодно точно знаешь, сколько капель добавил, Зелёной ложечкой для детского пюре размешиваю смесь и тоненьким слоем накатываю валиком на страницы.

Gesso and Co

Кстати, так как грунтовка сохнет не так чтобы моментально (полное просыхание через 2-3 часа), я раскладываю сразу 4-5 блокнотов и выкрашиваю на их страницах смесь своей грунтовки по очереди. Когда странички просыхают, закрываю блокноты и укладываю их под пресс из многочисленных книг. Грунтовать страницы блокнотов - занятие очень медитативное!

Акварельная грунтовка есть чёрная и прозрачная. Прозрачной можно прокатывать какую-то фактурную бумагу ручной работы, чтобы сохранить узоры, но при этом добавить плотности. А что делать с чёрной я не знаю. Видимо она больше для гуаши.

Для вот этого разворота я использовала грунтовку Gesso в смеси с сепийной тушью. Поверхность получилась слегка гладкая.
Drawing in Moleskin on Gesso background

Многие спрашивали уже, что это такое это Gesso. Мол, первый раз о таком слышат. Gesso - это грунтовка для твёрдых или тканевых поверхностей на основе мела, гипса и прочих наполнителей, которые очень хорошо впитывают влагу. Эту грунтовку рекомендуют для масла, акрила, гуаши, пастели и акварели. Её можно подкрашивать акрилом или акварелью. Она отлично разбавляется водой. Только вот приборы нужно вымывать сразу после использования - потом не отдерёшь. Татьяна берёт с собой иногда гессо в дорогу и прихватывает ватки для ушей. Макает эти ватки в гессо и прокатывает в каких-то местах в блокноте, если нужно что-то замазать. Ватки просто выкидывает. Такой походный вариант грунтования :-)

За блокнотом как раз стоят банки с гессо и акварельной грунтовкой, которыми я пользуюсь.
Drawing in Moleskin on Gesso background

Акварель по гессо немного расплывается. Если вы хотите именно акварельных зарисовок, нужно брать акварель погуще. Заливки не растекаются так же красиво, как по настоящей акварельной бумаге. Но если вы свои акварельки или гуаши всё равно дорабатываете карандашами, маркерами или пастелью - эта грунтовка самое то!
My sketches in Provence

Вот эта зарисовка в блокноте была сделана по фону, грунтованному гессо, - акварелью, гуашью, цветными карандашами и белой пастелью
My sketches in Provence

Эта тоже. Первоначальный фон был наполовину голубым, наполовину бежевым.
My sketches in Provence

Надеюсь, что вас так же вдохновит грунтовка для блокнотов и поможет в работе. Я так прямо больше не могу рисовать на просто белых листах. Они мне кажутся голыми и беспомощными :-)



Posts from This Journal by “materials” Tag

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
tanushka_shanel
Mar. 24th, 2016 11:47 am (UTC)

Помню, в институте наш преподаватель по живописи призывал нас работать на тонированной основе. Поскольку сразу задается колорит и легче работать.

cat_arch_angel
Mar. 24th, 2016 12:35 pm (UTC)
так аппетитно все выглядит и так вкусно рассказано, что прямо сразу захотелось бежать в магазин за грунтовкой))
crazy_koha
Mar. 24th, 2016 12:55 pm (UTC)
Вы так по-доброму делитесь! Спасибо!
grey_ultra
Mar. 24th, 2016 03:18 pm (UTC)
какая красота!
и спасибо, для меня - полезная информация!)
foxilatus
Mar. 24th, 2016 06:24 pm (UTC)
Наталья, вы очень много работаете, рисуете. Но, как правило, блокноты, книги...А картины вы пишете? Покажите, пожалуйста, если есть.
conjure
Mar. 24th, 2016 07:33 pm (UTC)
Как правило, у меня есть всё - иллюстрации, блокноты, крупноформатные акварели и даже расписные скульптуры - обе крупногабаритные в частной коллекции.

http://conjure.livejournal.com/tag/watercolor
http://conjure.livejournal.com/1218341.html
http://conjure.livejournal.com/tag/exhibition
sciuro
Mar. 24th, 2016 07:59 pm (UTC)
Я прямо ждала этого поста :) ужасно мне понравились твои новые работы на разном фоне!
ovaleeva
Mar. 24th, 2016 08:09 pm (UTC)
Очень интересный пост, как всегда - я как раз помню еще первый разговор на эту тему! ) я уже давно все себе приметила и даже нашла, где Gesso продают у нас - осталось только доехать ) Выглядит все просто фантастически, хотя явно у вас там с этим всем куда богаче - у нас в основном стоят акриловые грунты на полках...
dido_of_carthag
Mar. 27th, 2016 06:50 pm (UTC)
Natalie, я вот смотрю на разные чужие скетчбуки и понимаю, что одну такую страничку я смогу заполнить дней за пять а то и больше, с выверениями, тысячей исправлений, негодований по ходу процесса итд. И возник у меня вопрос, сколько времени у вас уходит примерно на один набросок? Вроде набросок предполагает собой быстро "записанную" идею, а тут прям картина готовая - в рамку и на стену. это такая скорость с практикой приходит? :)
И ещё вопрос. Пишется ли набросок сразу конечным материалом, или сначала создается основа карандашом, или другим подходящим материалом?
Спасибо за идею грунтовки, белый лист - это мой кошмар кошмарыч.
conjure
Mar. 27th, 2016 07:54 pm (UTC)
Набросок наброску рознь. Если времени достаточно - я делаю сразу и контуром и цветом на месте. Иногда это быстрый контур линером и акварелью сразу без исправлений, наскоком (парой постов раньше зарисовки в путешествии по Англии). Проработанные страницы, как здесь с мельницей и деревом - это буквально 15 минутный набросок карандашом на месте с натуры - чтобы уловить атмосферу и формы, и потом около 1,5-2 часов работы дома, чтобы получить именно что готовую работу, но только на страницах блокнота.

Вы можете у меня в ИГ (ник natalie_ratkovski) посмотреть, я как раз показывала, как иногда мои наброски на месте выглядят. (Зарисовки с натуры на берегу канала на голубрм фоне и в зоопарке коричневым карандашом.)
dido_of_carthag
Mar. 28th, 2016 04:51 am (UTC)
Спасибо, инстаграм тоже обязательно посмотрю
kydjo
Apr. 4th, 2016 11:51 am (UTC)
Спасибо большое за подробное описание, очень полезно, познавательно и интересно)
tantana
Sep. 21st, 2016 07:48 pm (UTC)
Натали, скажите, пожалуйста, а акварель перекроет этот заданный фон или нет? Вот, например, я еду в город, где будет много кирпичных зданий - и могу сделать фон из красной охры или английской красной, но ведь будет ещё небо... Заранее задать композицию, разделив её на светлую и грунтованную части не всегда возможно... Как Вы поступаете в таких случаях? Или только желтая охра или голубоватый тон?
conjure
Nov. 20th, 2017 10:57 am (UTC)
Увы, акварель ничего не перекрывает. Нужно работать в смешанной технике, то есть использовать гуашь или темперу.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel