{ Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{ Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Софонисба Ангишола и судьба женщины в эпоху Возрождения

В продолжение темы "Знаменитые женщины" - истории в картинках, расскажу об одной из самых известных художниц Возрождения - Софонисбе Ангишоле (Sofonisba Anguissola, 1532-1625). Ее наставлял Микельанджело, молодые Питер Пауль Рубенс и Антониус Ван Дэйк учились у художницы, cоздавали копии произведений Софонисбы, а знаменитый Джорджо Вазари беспредельно восхищался. Кем была эта женщина? Какой судьбы? Оказывается, очень необыкновенной! Там были и интриги мадридского двора, и конкуренция, и страстная любовь. Но и годы борьбы за свободу и свое место в этом мире.

Книга Самые знаменитые женщины в мировой истории дает о художнице довольно сухую справку. Причем даже год рождения указан 1535, а все остальные источники утвержают, что родилась она 1531/1532. Говорится только, что мол, выучилась девица, папа дал всем 6 детям прекрасное гуманитарное образование (хотя вроде бы детей было 7), при этом Софонисба и ее сестра Елена отличались особенным изобразительным талантом. Именно их он и отправил учиться к мастерам, а остальных детей обучал сам.

Отец возил девочку - сверходаренную Софонисбу - по знаменитым дворам так долго, пока ее заметил сам король Испании и назначил сначала учительницей рисования своей 14-летней невесты, а потом придворной художницей. В таких книгах все звучит просто - пришел, увидел, победил.

А если присмотреться - не перестаешь удивляться, какие барьеры приходилось брать хрупокой женщине, которую судьба закинула в одиночестве в чужую страну. Причём прожить она могла только своим талантом, так как была незамужней до довольно преклонного по меркам 16 века возраста. И как же хорошо, что был кто-то в состоянии рассмотреть потенциал этой женщины, принять и поддержать. Художница прожила долгую, интересную и достаточно бурную жизнь.

Sofonisba Anguissola


В довольно раннем возрасте увлеченный искусством отец направил своих дочерей Софонисбу (14 лет) и Елену (11 лет) на 3 года в ученицы к знаменитому в то время Бернардино Кампи (Bernardino Campi, 1522–1591). Он был, безусловно, потрясающим художником, однако прославился в итоге в основном тем, что мог прекрасно копировать Тициана и был учителем знаменитой Софонисбы Ангишолы (или Ангиссолы). Надо отдать ему должное, Бернардино очень хорошо научил девочек технике масляной живописи именно посредством копирования великих мастеров, правильному штриху и композиции.

Bernardino Campi
Автопортрет Софонисбы с учителем Бернардино Кампи, холст и масло, 1550г (via)

Представьте только, что всего пару десятков лет до рождения Софонисбы женщин вообще за людей не считали. И именно Возрождение и распространение гуманизма в Европе дало им право, пусть на сравнительно короткое время, на саморазвитие и реализацию.

Прямо в голове не укладывается, что в 19 веке такой мыслитель как Артур Шопенгауэр утверждал, что как художники женщины совершенно бездарны. (Пока ему одна художница не подарила идеально выполненный бюст, изображающий его самого в наилучшем виде.) Слова Шопенгауэра ложились на благодарную почву. Большинство мужчин, да и самих женщин того времени были уверены в том, что материнство и прислужничество, в том числе и сексуальное, - предел мечтаний для особей женского пола. Шовиниста Шопенгауэра ещё даже в 20 веке охотно цитировали при аргументации целостности мужского искусства и глупости женского. Но, вернемся к потрясающе одаренной Софонисбе – не будем о грустном и дурном.

Вторым учителем Софонисбы (17 лет) и Елены (14лет) был тоже Бернардино, только теперь Гатти (Bernardino Gatti, c.1495 – 1576) по прозвищу il Sajaro - бондарь. Почему его прозвали ремесленником, выделывающим бочки, история умалчивает. Вернее не умалчивает, а говорит только в итальянских источниках о том, что скорее всего это из-за профессии отца. В любом случае il Sajaro тоже вошел в историю лишь как локальный художник (хотя некоторые его призведения хранятся в Лувре) и учитель выдающейся Софонисбы Ангишолы.

Мне не удалось отыскать его портрет, но почти все источники утверждают, что он даже женские лица писал с себя, глядя в зеркало. Так что вот две его работы слева направо: THE MYSTIC MARRIAGE OF ST. CATHERINE, oil on canvas, laid on panel и "Crocifissione e Santi" in the cathedral, Parma, Italy (Parma, Cattedrale)

007

Сложно отрицать, что в доме Гатти что-то произошло с сёстрами-художницами. Потому что всего 2 года спустя Елена бросила искусство и ушла в монашки. Не хочется думать о плохом, что с девочкой в доме художника произошло что-то непоправимое, но мне показалось странным, что Софонисба с благодарностью отзывалась о первом учителе - Кампи, а о Гатти у нее нет ни слова. Правда, причины могут быть и совсем иного характера - может Гатти был более плохим и менее сдержанным учителем, чем Кампи. О последнем говорили, что он очень уважительно относился к ученикам - никогда не грубил, но и излишней похвалы воздерживался. А Елена может давно мечтала стать невестой Христа, вот и ушла в монастырь. И никакого криминала. Скорее всего мы никогда не узнаем, что же именно произошло. Тайна ушла в могилу со всеми участниками событий.

008
Портрет сестры Елены кисти Софонисбы Ангишолы, 1551г.

Лючия, Минерва и Анна Мария Ангишола - другие сестры Софонисбы, так же стали художницами. Ещё одна сестра - Европа - посвятила себя литературе, а Елена так и осталась до конца своих дней в монастыре.

Интересно было бы прочесть свидетельства современников - как семья отреагировала на решение Елены. Я бы, наверное, все глаза выплакала, если бы моя дочь ушла в монашки. Но тогда были другие времена. Может родители восприняли решение дочери с радостью и облегчением по принципу "одну уже выдали замуж за самого великого и их осталось всего 5".

Один из источников рассказывает, что Лючия, которая была младше Софонисбы на 5 лет, получала уроки у старшей сестры, чье влияние было столь велико, что порою было трудно разобрать, где рука какой сестры. К сожалению, Лючия умерла довольно молодой – в возрасте 29 лет, оставив лишь десяток произведений.

009
Lucia, Minerva and Europa Anguissola Playing Chess, 1555г.

На автопортрете ниже Софонисбе 24 года. К тому времени ее и её талант уже оценили и заметили, что само по себе чудо чудное. В этом возрасте женщины той эпохи все чаще при родах 10го ребенка умирали, а не за мольбертом сидели. Софонисба же занималась саморазвитием и карьерой. К тому времени она побывала в Риме у Микельанджело - получила его одобрения и наставления. Успела стать придворной дамой короля Филипа II Испанского и наставницей его 14-летней невесты Изабеллы Валуа, а о её таланте говорили по всей Европе.

010
Sofonisba Anguissola, Autoportrait, 1556, Pologne, Lancut Museum

На изображении ниже Софоносбе всего около 27-28 лет. В этом возрасте она уже важная птица - придворная художница при мадридском дворе. Она пишет портреты королевской семьи и наставляет других художников. Если вы знакомы с биографиями других придворных художников, то наверняка можете себе представить, какие связи, средства и интриги были нужны, чтобы художник мог заполучить теплое местчеко придворного художника. И теперь задумайтесь, насколько велик был талант этой женщины и его влияние на могущественных людей того времени, что хотя Софонисба и была молодой девицей, иностранкой и до самого замужества в возрасте 40 лет девственницей, никто не оспаривал её право на почётное и прибыльное место придворного художника.

Однако даже несмотря на своё положение и признание, Софонисба была человеком зависимым и подневольным. Испанский король был её официальным опекуном и распоряжался жизнью девушки по своему усмотрению.

011

Когда Софонисбе было уже за 30, в королевской семье произошло горе. Во время третьей беременности скончалась молоденькая жена испанского короля – Изабелла Валуа. Эта утеря была и для Софонисбы большим ударом. За годы жизни при дворе женщин связывала нежная дружба. Ниже портрет Изабеллы Валуа кисти Софонисбы:

012

«Год прошел, как сон пустой, царь женился на другой.» И хотя с новой женой испанского короля Софонисба быстро нашла общий язык, художницу терзала депрессия и горе утраты подруги. Ниже портрет новой жены Филиппа II - Анны Австрийской - и самого Филиппа кисти Софонисбы.

013

Как я уже сказала выше, при дворе Филиппа II Софонисба оставалась девственницей-художницей-иностранкой. Некоторые источники утверждают, что после смерти Изабеллы Софонисба впала в настолько глубокую депрессию, что не могла больше находиться при дворе и попросила короля отпустить ее на волю. Однако придворной даме, судьбой которой целиком и полностью управлял король, было негоже уходить со двора без мужа. А значит художнице предстояло вынужденное замужество.

Софонисбе было что-то около 40 лет, когда Филипп II решил сам подыскать для любимой художницы приличную пассию. На что она неожиданно для всех представила королю свой выбор - ее мецената, богатого сицилианского аристократа Фабрицио ди Монкада (вот вам и девственница ;-)).

Филипп, который испытывал самые тёплые чувства к Софономье, дал свое согласие на этот брак и отпустил художницу с новоиспеченным мужем в Палермо.

К сожалению мне не удалось отыскать изображение Фабрицио, но, судя по гравюрным портретам его двоюродных братьев и дедьев, красавец был мужчина.

Однако семейное счастье Софонисбы было слишком коротким. Всего через 5 лет брака ее мужа зверски убили пираты. Подавленная горем, художница вынуждена вернуться в Испанию ко двору к распорядителю своей судьбы и опекуну. Но здесь случается чудо – прямо сюжет для захватывающего любовного романа!

По дороге из Сицилии в Испанию Софонисба садится на корабль в Геную и влюбляется на борту судна в молодого дворянина (намного моложе ее самой), капитана корабля - Оразио Ломеллино. Не дождавшись разрешения короля Испании, Софонисба выходит за Оразио замуж. Какое вольнодумство после стольких лет заточения, однако! Король был в гневе, но не долго.

016

В Генуе возлюбленные и свили свое гнездышко. Там прошли годы счастливой жизни и плодотворной работы художницы. Мастерская уже пожилой Софонисбы стала местом встреч для художников и поэтов Генуи. Худодница с большим удовольствием учила своему мастерству других женщин-художниц. Кстати, вышеупомянутая книга о знаменитых женщинах утверждает, что молодой Питер Пауль Рубенс так же был частым гостем в мастерской художницы. Испанский герцог фон Мантуа заказывал Рубенсу копии работ Ангишолы, то есть Питер Пауль изучил в своё время штрих и мазок Софонисбы и ее манеру писать весьма досконально.

Со временем художница стала терять зрение из-за близорукости, которую тогда ещё никто не лечил, а ревматизм добавил с нарастающим возрастом масла в огонь.

Софонисба стала все реже писать, но тем не менее умудрялась почти до смерти хотя бы иногда работать.

Такой художница написала себя в 78 лет. Вы помните, да, что к тому времени она уже почти ослепла?
014

В 88 она явно чувствовала себя моложе, потому что написала себя уже вот так – лет так это на 60 :-)
015

А такой ее увидел за год до смерти молодой и гениальный Антонис ван Дейк – фламандский живописец и график, мастер придворного портрета, которому судьба отвела всего 42 года. Говорят, что когда художница позировала молодому коллеге, она ещё умудрилась рассказать ему, в какой комнате свет на её лицо падает так удачно, что морщины почти исчезают. Женщины в любом возрасте думают о красоте :-) Позже в своем "Итальянском скетчбуке" Антонис утверждал, что научился у Софонисбы за несколько дней больше, чем за все годы копирования других великих мастеров.

017

Когда Софонисба Ангишола покинула наш мир в возрасте, внимание, 93 лет (на минуточку - мы говорим о беспощадном 17 веке без толковой медицины с полнейшей антисанитарией), любимый муж оставил ей такую надпись на надгробном камне: «Моей супруге Софонисбе из рода Ангишола, которая своей добропорядочностью, красотой и необычным природным даром принадлежит к самым знаменитым женщинам мира. Она могла изображать лица так, что еще при жизни никого не ценили больше. Прими в минуту моей глубочайшей скорби, любимая, последний мой дар почтения – слишком малый для такой женщины, как ты, но большой для смертного.»

Ну что я вам скажу. Чтобы всем нам так жить и так любить - с таким пылом!

--------------------
Источники
GATTI, Bernardino, detto Sojaro
Frauen in der Kunst
Elena Anguissola
Самые знаменитые женщины в мировой истории
Sofonisba_Anguissola : de.wikipedia.org
Iitalian Renaissance painter t
www.sothebys.com
pinterest.com


Tags: art & artists, art projects, знаменитые люди, мои статьи, мужчины и женщины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →