{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Истории в картинках

В последнее время часто размышляю о том, что, к сожалению, исторически книги с картинками отошли в категорию детских. Ведь нам, взрослым, иллюстрации нужны не меньше, а даже больше, чем детям! У меня есть прелестнейшая книга об истории книги со Средневековья до наших дней. По ней видно, что именно рукописные книги изобилуют рисунками - от буквиц до полноформатных иллюстраций. А вот первоначальные трудности печати изображений так и приелись, остались какой-то негласной нормой для так называемых серьезных книг, хотя проблемы печати картинок давно остались в прошлом.

Естественно, можно долго говорить об экономичной печати книг без изображений. Но только если детективы или дамские романы еще можно почитывать без картинок, то сложносоченненные труды, например, биографии или философские трактаты, лишаются без сопроводительных иллюстраций (рисованных или фотографических) всякого смысла. Сейчас поясню, почему.

При чтении текстов, хотим мы этого или нет, наша фантазия играет с нами злую шутку. Мы ведь непременно представляем себе то, о чем читаем, правда же? Но совпадает ли наша вымышленная реальность с той, свидетелем которой был сам автор или с той, что он себе совершенно четко представлял? Я часто сталкиваюсь с тем, что у многих людей слишком мистические представления о фантазии. А она между тем способна только на компиляцию уже когда-то увиденного. Другими словами, чем вы накормили голову, из того она и будет, как калейдоскоп, составлять все новые и новые узоры. Но, как и в калейдоскопе, базовый набор "стеклышек" остается все тем же. Основные элементы для игры нашей фантазии берутся из нашего собственного окружения и НЕ могут быть старше, чем мы сами. Поэтому нам тяжело пересилить себя и начать думать в картинках прошлого, даже если мы понимаем, что мода, скажем, 18 века сильно отличалась от моды 20го. Так же можно долго и впустую пытаться изучать историю искусства, если упустить знания об исторической кулисе той или иной эпохи. Нашей фантазии нужны реальные факты - реальные "декорации" того времени. Например, нам сейчас очень смешно, когда мы слышим отзывы современников импрессионистов, что картины последних просто забыли написать - настолько они эскизные, незавершенные. А если представить, что абсолютной нормой было искусство художников Салона - таких как Вильям Бугро, сразу становится понятно, чего критики импрессионистов все так фыркали и возмущались. А заодно, насколько импрессионизм, набивший оскомину в наши дни, был бунтарским и невыносимо другим для того времени.

Человека прошлого - его личность и его произведения - можно понять только тогда, когда мы получаем возможность рассмотреть тот мир, в котором он жил. Когда мы можем понять, как он относился к своему окружению и чем дышал. И незачем искать в отдельно взятом человеке исторически-глобальное. Люди во все времена оставались людьми - с теми же чувствами и эмоциями. Только тогдашняя жизнь склоняла их часто к действиям, чуждым современному человеку.

И именно поэтому у меня достаточно много лет назад, когда я в очередной раз перечитывала "ПрОклятых королей" Мориса Дрюона, родилась удивительная идея. А что если читать исторические романы или биографии и тут же искать в библиотеке места, имена, произведения, которые упоминаются в книгах? Пусть даже на месте дома осталась развалина, но я хотя бы получу представление, насколько мрачной или романтичной была обстановка. Такой поиск материала, каким занимаются кинематографисты. И вот теперь у нас есть гугл, и жизнь полегчала в разы! Можно искать, не отходя от "кассы".

Может помните, не так давно я рассказывала о книге Самые знаменитые женщины в мировой истории: От Античности до 17 века и удивлялась, что у Мартина Лютера была жена и дети (Статья "Жена Мартина Лютера")? И что там была настоящая детективно-романтическая история под стать романам Дюма. Для этой коротенькой статьи я тогда нашла и изображение жены Лютера, и монастырь, из которого она бежала. В итоге я снова загорелась идеей, проиллюстрировать для себя людей и места, описанные в книге и сокрушалась, что сами авторы до такого не додумались. Ведь как быстро и хорошо понимаешь, что на самом деле даже 500 лет назад - это было только вчера! Какой ценной и невыносимо прекрасной сразу ощущается жизнь.

А тут после праздников отправилась в библиотеку за биографией Гёте - один из пунктов моего плана на новый год. Давно собиралась подробно почитать о нем. И что вы думаете? Натыкаюсь там сразу на 2 книги, написанные именно таким образом - биография в иллюстрациях и документах! (Ссылка на немецкий амазон: Goethes Leben in Bilddokumenten)

Goethe

Я совершенно интуитивно взяла обе книги и не пожалела. Одна, которая беленькая на заднем плане с крупным портретом Гете, издана в 1987 году и написана заумно и скучно. Вторая, 1999 года издания, содержит практически те же документы из музея Гете в Дюссельдорфе (www.goethe-museum.com), но написана так захватывающе, как будто подружка мне рассказывает последние новости. Вплоть до того, что под рисунками тогдашних художников всякие поясняющие подписи имеются. Например, "Работа руки того-то (он был страстно влюблен в ту-то), а самой модели на рисунке не больше 25." На самом деле это очень важные пояснения, чтобы представить себе, какой там был накал страстей, как молоды или опытны были герои, как выглядел город, люди, что происходило фоном. Читаешь, как волшебный приключенческий роман! Вот уж биография, как биография - ни за что не забудешь. Более того, будешь смаковать в памяти и даже улыбаться про себя, как будто все это тебе рассказали по очень большому секрету!

Вот, к примеру, в книге есть такие изображения - как при жизни Гете выглядел дом, в котором он жил и родился. Представьте только, что отец Гете был очень большим вольнодумцем. Страстно ненавидел школьную систему - сам обучал детей и жену итальянскому, посколько после своих путешествий владел им великолепно. В дом приходили частные учителя, которые наставляли детей (Гете владел 5ю языками, свободно писал и читал на них, среди которых был английский и французский). Здесь же родились и умерли маленькими детьми 2 сестры Гете. И все это в этих стенах бывшей гостиницы. Ведь бабушка Гете была богатой владелицей постоялого двора. И именно этот двор отец Гете перестроил после смерит матери и превратил в ту красоту, какую можно видеть сейчас. Читаешь все подробности, и этот рисунок оживает на глазах. Слышишь грохот мостовых и шелест просыпающегося города. Потрясающе, я счЕтаю.

Goethe

Так что теперь думаю, а не публиковать ли здесь короткие иллюстрированные рассказы из книги Самые знаменитые женщины в мировой истории: От Античности до 17 века, чтобы другие тоже прониклись моим восхищением к тому, о чем я узнала из нее. Потому что взрослым нужны картинки еще больше, чем детям.

Tags: отличные книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто я такая и о чём мой блог

    Меня зовут Натали Ратковски. Я художник-иллюстратор, дизайнер графики, автор и ведущий таких художественных проектов как "Рисовальный флешмоб",…

  • Что такое мужяснения?

    Пару месяцев назад я опубликовала две статьи — об Артуре Шопенгауэре и небольшое эссе с размышлениями по поводу несуществующих различий при оценке…

  • Откуда взялась богема

    Слово «богема» появилось в обиходе с выходом романа Анри Мюрже ( фр. Henri Murger, 1822-1861) «Сцены из жизни богемы» ( фр. Scènes de la vie…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments