Я возмутилась, потому что даже художнику важно иметь возможность сфотографировать какой-то объект. Сейчас, к примеру, в музее Folkwang в Эссене идет потрясающая выставка "Тень Авангарда", на которой представлены графика, скульптура и живопись непрофессиональных художников-автодидактов Авангарда. Выставка эта собрана из экспонатов частных коллекций. И если на остальной территории музея можно фотографировать (без вспышки), то этот частный уголок полностью запрещает съемку. Даже быстрый снимок телефоном - табу.
На мой взгляд это большая ошибка. Урон как рекламе мероприятия, так и самим посетителям. Тем более, что каталог оказался в очередной раз предметом разочарования. Дизайнеры, которые верстают подобные вещи, не имеют возможности получить для каталога снимки самих залов: как именно была представлена работа, на стене какого цвета, с каким освещением, в компании каких работ, как сгруппирована концептуально. А ведь именно над этими вещами ломают голову любые устроители и оформители выставок. Почему не могут? Потому что как правило оформление выставки идет параллельно с версткой и печатью каталога к экспозиции. Более того, иногда каталог заказывают задолго до того, как выставку вообще начинают оформлять. А это означает, что дизайнеру сваливают стопку картинок для сетки печатного издания, которые нужно распределить в заданном количестве страниц с учетом текста и специального оформления. В итоге дело доходит иногда до абсурда. Искажаются не только цвета или форматы работ, но даже их сущность.
К примеру, обратите внимание на зарисовку черепахи в верхнем правом углу моего блокнота (кстати, это блокнот фирмы Leuchtturm, я писала о них здесь). Черепаха - копия графики художника-самоучки Била Трэйлора (Bill Traylor). Человек родился в 1854 в семье рабов прямо близ плантации, на которой работали родители, даже получил фамилию хозяина - Трейлор. Пережил ребенком гражданскую войну в Америке и проработал 70 лет на той же плантации, на которой костьми легли его родители. Рисовать начал около 80ти.

На выставке черепаха Трейлора висит довольно высоко - выше уровня глаз. Серый фон, узкий вытянутый формат листа. Черепаха, нарисована гуашью и коричневым карандашом так, как будто упирается в края листа. Вся работа заключена в тесную солидную рамку, больше похожую на аквариум. От этого эффект, что животное нырнуло и плывет, усилился десятикратно! Я несколько минут не могла отойти от рисунка - так меня восхитила эта простая, гениальная находка - изобразить черепаху под углом причем просто внизу листа, чтобы показать движение и глубину. В каталоге та же работа представлена почему-то в урезанном, практически квадратном формате без рамки и расположена плоской блеклой картинкой в нижнем правом углу страницы огромного каталога. Дизайнер не полнял, в чем прикол, как говорится. Пролистываешь случайно и проходишь мимо. Или смотришь и НЕ понимаешь, чего ею на выставке так все восхищаются. Потому что в каталоге она выглядит как детский неумелый рисунок. Нет ни движения, ни глубины, ни выразительности.
Кстати, на рисунке выше я сделала зарисовки скульптур Вильяма Эндмондосона (William Edmondson). Судя по его работам, он был человеком сверхвнимательным. У него получилось даже в камне передать легкую заваленность барашка на бок или строгость учительницы (самый большой рисунок на моем развороте). Кстати, он был темнокожим, рожденным в 1874 в Теннеси в семье освобожденных рабов, а умер в 1951, когда страсти вокруг темнокожих будут бушевать еще два десятка лет. Понимаете, да, что это значит для темнокожего мальчика, который в свободное от работы время занялся скульптурой? Причем он же был первым афро-американцем, который еще в 1937 году получил персональную выставку в MoMa (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке. Необыкновенного таланта был человек, могу только подтвердить. Я провела у его скульптурок, больше похожих на работы викингов, более часа - смотрела и рисовала, рисовала и смотрела.

Еще обиднее запрет на фотографию на этой выставке был в случае работ Серафины Луи (Seraphine Louis) Там представлен сразу ряд ее работ, причем среди них ее 6 самых больших полотен. Работы Серафины ограждены прямо посреди выставки своими стенами. Вы попадаете туда как в другой мир! Безумие Серафины, бешанная энергетика ее работ захлестывают так, что листья, цветы и плоды в ее работах действительно начинают двигаться! Если вы не видели фильм "Серафина" - срочно смотрите и собирайте чемоданы, чтобы попасть на выставку в Folkwang в Эссене!

В общем не знаю даже, какими путями начать умолять музеи, чтобы не запрещали фотографировать на выставках. Это так ужасно, что нельзя унести с собой хотя бы кусочек впечатлений так, чтобы они не развеялись в течение следующих дней, не то что лет.