{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

В продолжение темы рисования в музеях и запрета на фотографии

Не так давно в одном из постов я рассказывала о Государственном музее в Амстердаме, который хочет полностью запретить фотографировать в залах музея. При этом поощряет художников и даже приглашает их делиться в социальных сетях набросками и зарисовками, сделанными внутри музея.

Я возмутилась, потому что даже художнику важно иметь возможность сфотографировать какой-то объект. Сейчас, к примеру, в музее Folkwang в Эссене идет потрясающая выставка "Тень Авангарда", на которой представлены графика, скульптура и живопись непрофессиональных художников-автодидактов Авангарда. Выставка эта собрана из экспонатов частных коллекций. И если на остальной территории музея можно фотографировать (без вспышки), то этот частный уголок полностью запрещает съемку. Даже быстрый снимок телефоном - табу.

На мой взгляд это большая ошибка. Урон как рекламе мероприятия, так и самим посетителям. Тем более, что каталог оказался в очередной раз предметом разочарования. Дизайнеры, которые верстают подобные вещи, не имеют возможности получить для каталога снимки самих залов: как именно была представлена работа, на стене какого цвета, с каким освещением, в компании каких работ, как сгруппирована концептуально. А ведь именно над этими вещами ломают голову любые устроители и оформители выставок. Почему не могут? Потому что как правило оформление выставки идет параллельно с версткой и печатью каталога к экспозиции. Более того, иногда каталог заказывают задолго до того, как выставку вообще начинают оформлять. А это означает, что дизайнеру сваливают стопку картинок для сетки печатного издания, которые нужно распределить в заданном количестве страниц с учетом текста и специального оформления. В итоге дело доходит иногда до абсурда. Искажаются не только цвета или форматы работ, но даже их сущность.

К примеру, обратите внимание на зарисовку черепахи в верхнем правом углу моего блокнота (кстати, это блокнот фирмы Leuchtturm, я писала о них здесь). Черепаха - копия графики художника-самоучки Била Трэйлора (Bill Traylor). Человек родился в 1854 в семье рабов прямо близ плантации, на которой работали родители, даже получил фамилию хозяина - Трейлор. Пережил ребенком гражданскую войну в Америке и проработал 70 лет на той же плантации, на которой костьми легли его родители. Рисовать начал около 80ти.

Sketches at Folkwang Museum in Essen

На выставке черепаха Трейлора висит довольно высоко - выше уровня глаз. Серый фон, узкий вытянутый формат листа. Черепаха, нарисована гуашью и коричневым карандашом так, как будто упирается в края листа. Вся работа заключена в тесную солидную рамку, больше похожую на аквариум. От этого эффект, что животное нырнуло и плывет, усилился десятикратно! Я несколько минут не могла отойти от рисунка - так меня восхитила эта простая, гениальная находка - изобразить черепаху под углом причем просто внизу листа, чтобы показать движение и глубину. В каталоге та же работа представлена почему-то в урезанном, практически квадратном формате без рамки и расположена плоской блеклой картинкой в нижнем правом углу страницы огромного каталога. Дизайнер не полнял, в чем прикол, как говорится. Пролистываешь случайно и проходишь мимо. Или смотришь и НЕ понимаешь, чего ею на выставке так все восхищаются. Потому что в каталоге она выглядит как детский неумелый рисунок. Нет ни движения, ни глубины, ни выразительности.

Кстати, на рисунке выше я сделала зарисовки скульптур Вильяма Эндмондосона (William Edmondson). Судя по его работам, он был человеком сверхвнимательным. У него получилось даже в камне передать легкую заваленность барашка на бок или строгость учительницы (самый большой рисунок на моем развороте). Кстати, он был темнокожим, рожденным в 1874 в Теннеси в семье освобожденных рабов, а умер в 1951, когда страсти вокруг темнокожих будут бушевать еще два десятка лет. Понимаете, да, что это значит для темнокожего мальчика, который в свободное от работы время занялся скульптурой? Причем он же был первым афро-американцем, который еще в 1937 году получил персональную выставку в MoMa (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке. Необыкновенного таланта был человек, могу только подтвердить. Я провела у его скульптурок, больше похожих на работы викингов, более часа - смотрела и рисовала, рисовала и смотрела.


Sketches at Folkwang Museum in Essen

Еще обиднее запрет на фотографию на этой выставке был в случае работ Серафины Луи (Seraphine Louis) Там представлен сразу ряд ее работ, причем среди них ее 6 самых больших полотен. Работы Серафины ограждены прямо посреди выставки своими стенами. Вы попадаете туда как в другой мир! Безумие Серафины, бешанная энергетика ее работ захлестывают так, что листья, цветы и плоды в ее работах действительно начинают двигаться! Если вы не видели фильм "Серафина" - срочно смотрите и собирайте чемоданы, чтобы попасть на выставку в Folkwang в Эссене!

970





В общем не знаю даже, какими путями начать умолять музеи, чтобы не запрещали фотографировать на выставках. Это так ужасно, что нельзя унести с собой хотя бы кусочек впечатлений так, чтобы они не развеялись в течение следующих дней, не то что лет.

Tags: artbook & sketchbook, exhibition
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments