?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чем рисовал Леонардо

А вы когда-нибудь задумывались, чем создавали графику, похожую на карандашную, такие мастера как Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк или Альбрехт Дюрер? Я почему-то никогда не озадачивалась, чем же именно, пока не наткнулась на книгу Сюзан Доротеи Уайт Draw Like Da Vinci.

006
Leonardo da Vinci, Bust of a warrior in profile, Florence, Italy, AD 1475-80 © The Trustees of the British Museum

Среди прочих техник создания графики она рассматривает технику серебряной иглы. Я ведь была уверена, что все карандашно смотрящиеся рисунки - карандашом и сделаны. Но не тут-то было. Многие были созданы мастерами с помощью серебряной иглы. Просто с появлением удобных простых карандашей так называемую технику серебряного карандаша успешно забыли.

Смысл её заключался в том, что поверхность листа или холста покрывали специальным раствором, чтобы она, поверхность, становилась несколько рыхлой. Обычно это был слой смеси из кости животных, клея на желатине, гипса, мела и яичного желтка. Гипс и яичный желток содержат серу. Поэтому когда закруглённым серебряным кончиком (тонким, как игла) процарапывали рисунок, он постепенно темнел, или становился коричневым. Просто сера вступала в реакцию с серебром. Работать нужно было очень точно. По такому базовому слою из рыхлой массы ластиком уже не поработаешь.

Сегодня у нас есть все шансы возродить технику (cм. фильм-урок под катом). Для современных художников продают специальные наборы с химикалиями для базового слоя. И серебряные карандашики прилагаются, но уже попроще. Например, серебряные карандаши эпохи Возрождения были кусочками бронзы или меди. На тонко отточенный кончик наплавляли серебро. Саму ручку красиво отделывали и бАхато украшали, и даже приделывали кольцо для шнурка, чтобы такой дорогой инструмент привязывать к поясу и не терять. Вот я в глубинах инета откопала слабое подобие великолепия прошлых веков.

007
Фотография отсюда: ricardo.ch

А это современные серебряные карандашики. Больше всего "улыбнул" след от серебряной ложки.

008
Фотография отсюда: Anita Chowdry

Смесь для базового слоя можно так же сделать из вполне доступных в худмагазинах материалов: смешать гуммиарабик с обычной цинковой гуашью. Здесь можно посмотреть мастер-класс, как это делать: Making simple grounds for silverpoint drawing

Смотрю теперь на работы старых мастеров с ещё бОльшим уважением.





Правда, если вы спросите, чем не угодил простой карандаш, - я не смогу ничего ответить. Потому что лишена возможности быстро опробовать технику серебряной иглы. Но опытные люди говорят, что от серебряного карандаша на бумаге (или любой другой обработанной поверхности) выходят очень красивые эффекты, плюс удвоенное удовольствие от процесса.

............
Источники:
Getting started with Silverpoint Drawing
Making simple grounds for silverpoint drawing
Discover What is Silver-Point
Silberstift
Silverpoint Drawing Complete

Draw Like Da Vinci

Comments

schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 12:31 pm (UTC)
ну да, согласна, что не совсем понятно...
я имела ввиду, конечно, конкретные работы... те что в видео, например... в частности работу Леонардо... в моем альбоме к его рисунку стоит подпись итальянский карандаш и копировала я итальянским, но понимала ,что все не то... а в видео эта работа приводится в пример с серебряным карандашом... по этому я в порыве эмоций может и написала бегло и не конкретно...
вот это моя копия, чтобы было понятней))
svetodara
Jan. 7th, 2015 02:32 pm (UTC)
Вопрос в первую очередь в том, на сколько авторитетным изданием Вы пользуетесь, и кто его составители.
Серебряный карандаш дает четкий, тонкий, легкий и воздушный штрих с хорошо различимой линией и штрихом - линия была основой рисунка для этой техники. Итальянский же карандаш относится к мягким материалам, при его использовании упор делался на передачу светотени. Итальянский карандаш был популярен у итальянских мастеров, в частности - в школе Леонардо.
По приведенному Вами рисунку, его качеству, действительно получается итальянский карандаш - штрих мягкий, растушеванный.
А вот здесь - рисунок Леонардо http://artsabbia.by/wp-content/uploads/2013/12/45.jpg - с хорошо различимым штрихом серебряного карандаша ... Но! это два разных изображения, сделанных разными материалами (посмотрите на глаза)
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 05:45 pm (UTC)
ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
во-первых, я изначально сетовала именно на непрофессионализм издания, говоря о том, что ставят не верные подписи...
во-вторых, рисунки действительно разные, показанная тут работа - это мой рисунок-копия, сделанная карандашом... и я пишу, что когда копировала, то понимала, что указанный в моем альбоме материал совсем не тот, что есть на рисунке...и я прекрасно понимаю и вижу разницу в материалах!!! недоумение мое изначально было именно о том, что указали не верно материал...
не понятна мне вся эта дискуссия с поучениями... я разве писала, что не вижу разницы?
даже странно, то ли я так непонятно пишу, то ли читают все так не внимательно?)))

Edited at 2015-01-07 05:53 pm (UTC)
svetodara
Jan. 7th, 2015 05:53 pm (UTC)
Re: ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
Изначально Вы очень смело усомнились в компетентности отечественных искусствоведов вообще :) "И вот вопрос в том, что же наши искусствоведы, совсем не знают/не разбираются в самих техниках??? Ставить не верные подписи - это же так не профессионально(( очень странно..." - в связи с чем и появилось мое уточнение о необходимости использования авторитетных изданий.

А то, что это Ваша копия - да, извините, я проглядела)
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 06:01 pm (UTC)
Re: ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
смелое заявление было только в силу моего недовольства... ну может те кто сделал такую опечатку вовсе не были искусствоведами, может это вина редактора, я не знаю, но факт ошибки был очевидным... и это не первый раз когда, я видела не соответствия. К сожалению, сейчас я не могу сказать, что это было за издание, книги нет уже у меня... Но это был наезд не на всех отечественных искусствоведов, а на тех конкретных...
ну не возможно в комментарии всего полностью объяснить, уж извините))

Edited at 2015-01-07 06:04 pm (UTC)
svetodara
Jan. 7th, 2015 05:59 pm (UTC)
Re: ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
И неужели в Строгановке нет такого предмета, как "Введение в историю искусства" или обзорного предмета по художественным техникам? Ну хотя бы по графике?
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 06:03 pm (UTC)
Re: ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
и при чем тут Строгановка? История искусства там конечно же есть... но речь то идет про издание к которому Строгановка не имеет отношения...
я бы закрыла дискуссию, с Вашего позволения... совсем не интересно говорить не по делу...
svetodara
Jan. 7th, 2015 06:12 pm (UTC)
Re: ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
Пожалуйста, не принимайте это на свой счет) просто я учусь на отделении искусствоведения, а у Вас в профиле стоит "Строгановка" в графе образование, и мне действительно стало интересно, есть ли там такие предметы.
А рисунок-набросок у Вас замечательный, и извините, если задела.
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 06:17 pm (UTC)
Re: ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
нет, вы меня не задели, просто не люблю много лишнего писать и объяснять...
в Строгановке есть все нужные предметы, не переживайте))
а то, что я Вас возможно задела, если Вы будущий искусствовед, то тоже извините!
Будет здорово, если все к своей профессии будут относиться ответственно и таких "косяков", как в случае с моим альбомом, будет меньше...
Удачи Вам!!!

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel