?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чем рисовал Леонардо

А вы когда-нибудь задумывались, чем создавали графику, похожую на карандашную, такие мастера как Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк или Альбрехт Дюрер? Я почему-то никогда не озадачивалась, чем же именно, пока не наткнулась на книгу Сюзан Доротеи Уайт Draw Like Da Vinci.

006
Leonardo da Vinci, Bust of a warrior in profile, Florence, Italy, AD 1475-80 © The Trustees of the British Museum

Среди прочих техник создания графики она рассматривает технику серебряной иглы. Я ведь была уверена, что все карандашно смотрящиеся рисунки - карандашом и сделаны. Но не тут-то было. Многие были созданы мастерами с помощью серебряной иглы. Просто с появлением удобных простых карандашей так называемую технику серебряного карандаша успешно забыли.

Смысл её заключался в том, что поверхность листа или холста покрывали специальным раствором, чтобы она, поверхность, становилась несколько рыхлой. Обычно это был слой смеси из кости животных, клея на желатине, гипса, мела и яичного желтка. Гипс и яичный желток содержат серу. Поэтому когда закруглённым серебряным кончиком (тонким, как игла) процарапывали рисунок, он постепенно темнел, или становился коричневым. Просто сера вступала в реакцию с серебром. Работать нужно было очень точно. По такому базовому слою из рыхлой массы ластиком уже не поработаешь.

Сегодня у нас есть все шансы возродить технику (cм. фильм-урок под катом). Для современных художников продают специальные наборы с химикалиями для базового слоя. И серебряные карандашики прилагаются, но уже попроще. Например, серебряные карандаши эпохи Возрождения были кусочками бронзы или меди. На тонко отточенный кончик наплавляли серебро. Саму ручку красиво отделывали и бАхато украшали, и даже приделывали кольцо для шнурка, чтобы такой дорогой инструмент привязывать к поясу и не терять. Вот я в глубинах инета откопала слабое подобие великолепия прошлых веков.

007
Фотография отсюда: ricardo.ch

А это современные серебряные карандашики. Больше всего "улыбнул" след от серебряной ложки.

008
Фотография отсюда: Anita Chowdry

Смесь для базового слоя можно так же сделать из вполне доступных в худмагазинах материалов: смешать гуммиарабик с обычной цинковой гуашью. Здесь можно посмотреть мастер-класс, как это делать: Making simple grounds for silverpoint drawing

Смотрю теперь на работы старых мастеров с ещё бОльшим уважением.





Правда, если вы спросите, чем не угодил простой карандаш, - я не смогу ничего ответить. Потому что лишена возможности быстро опробовать технику серебряной иглы. Но опытные люди говорят, что от серебряного карандаша на бумаге (или любой другой обработанной поверхности) выходят очень красивые эффекты, плюс удвоенное удовольствие от процесса.

............
Источники:
Getting started with Silverpoint Drawing
Making simple grounds for silverpoint drawing
Discover What is Silver-Point
Silberstift
Silverpoint Drawing Complete

Draw Like Da Vinci

Comments

schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 10:49 am (UTC)
Ооо, спасибо Натали, что напомнили про технику!!! Давно хотела попробовать... и тут же вдохновилась, все бросила, пошла и сделала))) Просто восторг!!! Похоже не волшебство!!! Настоящий Рождественский подарок получился)) СПАСИБО!!!
Теперь осталось нарисовать что-нибудь стоящее))

А вот по работам старых мастеров у меня вопрос к искусствоведам сложился... дело в том, что во многих альбомах к этим работам стоят подписи "итальянский карандаш"... пробовала даже копировать, но понимала, что что-то не то... штрих совсем другой... а оказывается это и есть серебряный карандаш!!! И вот вопрос в том, что же наши искусствоведы, совсем не знают/не разбираются в самих техниках??? Ставить не верные подписи - это же так не профессионально(( очень странно...

Но в целом то позитив какой - секрет для меня раскрылся)) очень радуюсь))))
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 11:53 am (UTC)
я об этом и говорю... разве не понятно?
...возмущаюсь, что в некоторых альбомах пишут "итальянский", когда это был "серебряный"!

Edited at 2015-01-07 11:54 am (UTC)
tatjana_su
Jan. 7th, 2015 12:20 pm (UTC)
не, не понятно - старые мастера могли рисовать как серебряным, так и итальянским - так что если к работе строго мастера стоит подпись "итальянский карандаш" это не означает автоматической ошибки - вы же не говорите о конкретных работах, а о работах старых мастеров вообще

Edited at 2015-01-07 12:21 pm (UTC)
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 12:31 pm (UTC)
ну да, согласна, что не совсем понятно...
я имела ввиду, конечно, конкретные работы... те что в видео, например... в частности работу Леонардо... в моем альбоме к его рисунку стоит подпись итальянский карандаш и копировала я итальянским, но понимала ,что все не то... а в видео эта работа приводится в пример с серебряным карандашом... по этому я в порыве эмоций может и написала бегло и не конкретно...
вот это моя копия, чтобы было понятней))
svetodara
Jan. 7th, 2015 02:32 pm (UTC)
Вопрос в первую очередь в том, на сколько авторитетным изданием Вы пользуетесь, и кто его составители.
Серебряный карандаш дает четкий, тонкий, легкий и воздушный штрих с хорошо различимой линией и штрихом - линия была основой рисунка для этой техники. Итальянский же карандаш относится к мягким материалам, при его использовании упор делался на передачу светотени. Итальянский карандаш был популярен у итальянских мастеров, в частности - в школе Леонардо.
По приведенному Вами рисунку, его качеству, действительно получается итальянский карандаш - штрих мягкий, растушеванный.
А вот здесь - рисунок Леонардо http://artsabbia.by/wp-content/uploads/2013/12/45.jpg - с хорошо различимым штрихом серебряного карандаша ... Но! это два разных изображения, сделанных разными материалами (посмотрите на глаза)
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 05:45 pm (UTC)
ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
во-первых, я изначально сетовала именно на непрофессионализм издания, говоря о том, что ставят не верные подписи...
во-вторых, рисунки действительно разные, показанная тут работа - это мой рисунок-копия, сделанная карандашом... и я пишу, что когда копировала, то понимала, что указанный в моем альбоме материал совсем не тот, что есть на рисунке...и я прекрасно понимаю и вижу разницу в материалах!!! недоумение мое изначально было именно о том, что указали не верно материал...
не понятна мне вся эта дискуссия с поучениями... я разве писала, что не вижу разницы?
даже странно, то ли я так непонятно пишу, то ли читают все так не внимательно?)))

Edited at 2015-01-07 05:53 pm (UTC)
svetodara
Jan. 7th, 2015 05:53 pm (UTC)
Re: ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
Изначально Вы очень смело усомнились в компетентности отечественных искусствоведов вообще :) "И вот вопрос в том, что же наши искусствоведы, совсем не знают/не разбираются в самих техниках??? Ставить не верные подписи - это же так не профессионально(( очень странно..." - в связи с чем и появилось мое уточнение о необходимости использования авторитетных изданий.

А то, что это Ваша копия - да, извините, я проглядела)
svetodara
Jan. 7th, 2015 05:59 pm (UTC)
Re: ох, видимо никто не понимает, то что я пишу))
И неужели в Строгановке нет такого предмета, как "Введение в историю искусства" или обзорного предмета по художественным техникам? Ну хотя бы по графике?
tatianaddessine
Jan. 7th, 2015 01:29 pm (UTC)
Всё более чем банально. Существует вопрос фальсификации. Маленькое месторождение Пьемонта иссякло, но есть (до сих пор) ещё в Германии и на севере Франции. Чёрный глинистый сланец был дорог, а во времена импрессионистов "чёрный камень" заменили ламповой сажей. И понеслось: растёрли&разбавили&удешевили натуральный чёрный мел, получили пастель, кучу карандашей под разными названиями...
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 05:51 pm (UTC)
согласна с Вами, Татьяна... итальянского карандаша сейчас не найти, в том виде что он был у старых мастеров... теперь все не то)) по крайней мере, мне не попадался карандаш, похожий на итальянский...
tatianaddessine
Jan. 7th, 2015 06:44 pm (UTC)
Из вредности природной заказала, получила из Германии несколько кусков настоящего чёрного сланца. Конечно это очень интересно но... Такую же бархатную красоту с удобством я получаю fusain-corector koh-i-noor. Да, ещё чёрный сланец не равномерен по твёрдости: от чернее чёрного (как мягкая сухая пастель) до серого - и всё это в одном камешке с ладошку, который выглядит, как уголь без блеска, а весит, как кусок твёрдого камня. Может быть это особенности месторождения, но выбирать не приходится. Чтобы работать, как Ватто, камень надо распилить слоями. В общем куча неудобств:-))
Карандаши-корректоры koh-I-noor это очень интересный материал, особенно сепии, мел и fusain. А сангины (три вида) от Conté à Paris.
Последнее разочарование это Cretacolor, грифели у карандашей очень ломкие, неудаётся привычно точить, что абсолютно невелирует качество и цвет пигмента...
Все старинные материалы можно найти, но оно того не стоит для практики рисования.
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 06:51 pm (UTC)
от Cretacolor я тоже не в восторге...
Conté à Paris даже не довелось попробовать)) как-то не встречались они мне...
А карандаши-корректоры koh-I-noor надо поискать, они так и называются?
у нас конечно, выбор в магазинах не всегда радует, а через интернет я как-то побаиваюсь сухие материалы заказывать... уронят где-нибудь при транспортировке и все... был у нас такой неудачный опыт уже...
tatianaddessine
Jan. 7th, 2015 07:15 pm (UTC)
Koh-i-noor:
fusain-cs-corector / 2500 06
sépia foncée-cs-corector / 2500 04
sépia claire-cs-corector / 2500 03
blanc-cs-corector / 2500 01
Они у меня многое вытерпели (падали неоднократно), не крошатся, живучие:-))
Если не найдёте, напишите, организуем))
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 07:24 pm (UTC)
Не удобно Вас напрягать этим вопросом, но не нашла в интернете таких... может запрос надо как-то иначе сформулировать, не понимаю, почему не ищет...
Это не из серии "Gioconda" материалы?
Если нет, то можно ссылку попросить, хотя бы посмотреть как они выглядят))
(no subject) - tatianaddessine - Jan. 7th, 2015 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schepetnova_nat - Jan. 7th, 2015 07:59 pm (UTC) - Expand

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel