?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чем рисовал Леонардо

А вы когда-нибудь задумывались, чем создавали графику, похожую на карандашную, такие мастера как Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк или Альбрехт Дюрер? Я почему-то никогда не озадачивалась, чем же именно, пока не наткнулась на книгу Сюзан Доротеи Уайт Draw Like Da Vinci.

006
Leonardo da Vinci, Bust of a warrior in profile, Florence, Italy, AD 1475-80 © The Trustees of the British Museum

Среди прочих техник создания графики она рассматривает технику серебряной иглы. Я ведь была уверена, что все карандашно смотрящиеся рисунки - карандашом и сделаны. Но не тут-то было. Многие были созданы мастерами с помощью серебряной иглы. Просто с появлением удобных простых карандашей так называемую технику серебряного карандаша успешно забыли.

Смысл её заключался в том, что поверхность листа или холста покрывали специальным раствором, чтобы она, поверхность, становилась несколько рыхлой. Обычно это был слой смеси из кости животных, клея на желатине, гипса, мела и яичного желтка. Гипс и яичный желток содержат серу. Поэтому когда закруглённым серебряным кончиком (тонким, как игла) процарапывали рисунок, он постепенно темнел, или становился коричневым. Просто сера вступала в реакцию с серебром. Работать нужно было очень точно. По такому базовому слою из рыхлой массы ластиком уже не поработаешь.

Сегодня у нас есть все шансы возродить технику (cм. фильм-урок под катом). Для современных художников продают специальные наборы с химикалиями для базового слоя. И серебряные карандашики прилагаются, но уже попроще. Например, серебряные карандаши эпохи Возрождения были кусочками бронзы или меди. На тонко отточенный кончик наплавляли серебро. Саму ручку красиво отделывали и бАхато украшали, и даже приделывали кольцо для шнурка, чтобы такой дорогой инструмент привязывать к поясу и не терять. Вот я в глубинах инета откопала слабое подобие великолепия прошлых веков.

007
Фотография отсюда: ricardo.ch

А это современные серебряные карандашики. Больше всего "улыбнул" след от серебряной ложки.

008
Фотография отсюда: Anita Chowdry

Смесь для базового слоя можно так же сделать из вполне доступных в худмагазинах материалов: смешать гуммиарабик с обычной цинковой гуашью. Здесь можно посмотреть мастер-класс, как это делать: Making simple grounds for silverpoint drawing

Смотрю теперь на работы старых мастеров с ещё бОльшим уважением.





Правда, если вы спросите, чем не угодил простой карандаш, - я не смогу ничего ответить. Потому что лишена возможности быстро опробовать технику серебряной иглы. Но опытные люди говорят, что от серебряного карандаша на бумаге (или любой другой обработанной поверхности) выходят очень красивые эффекты, плюс удвоенное удовольствие от процесса.

............
Источники:
Getting started with Silverpoint Drawing
Making simple grounds for silverpoint drawing
Discover What is Silver-Point
Silberstift
Silverpoint Drawing Complete

Draw Like Da Vinci

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rikki_t_tavi
Jan. 7th, 2015 05:38 am (UTC)
Серебряный карандаш не блестит! У него нет вот такого металлического блеска, как у графитных карандашей.
И это очень удобно для фотографирования в бложек:) Ни под каким углом рисунок не будет бликовать!

Нас учили, что поверхность должна быть покрыта меловым слоем. ну или любым подобием белого мелового слоя, на обычной бумаге не рисует. Н у и сейчас гораздо легче - купил серебряную проволоку, откусил куосчек и вставил в цанговый карандаш.
conjure
Jan. 7th, 2015 07:30 am (UTC)
То есть ты работала в такой технике? Или только теоретически? У меня просто 2я мысль - как потом хранить эти работы. Химреакция ведь дальше идет, и слой этот меловый как себя ведет? Потому что если у Леонардо на желтке основа - она еще пару сотен лет проживет. А вот современной худхимии я не доверяю.
(no subject) - rikki_t_tavi - Jan. 7th, 2015 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Jan. 7th, 2015 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - sciuro - Jan. 7th, 2015 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antanian - Jan. 14th, 2018 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stxoxol - Jan. 7th, 2015 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - mofan926 - Jan. 7th, 2015 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Jan. 7th, 2015 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mofan926 - Jan. 20th, 2015 07:38 pm (UTC) - Expand
princess_dragon
Jan. 7th, 2015 05:59 am (UTC)
Еще есть (был) более дешевый вариант тго же самого - свинцовый карандаш - он тоже оставляет на бумаге тонкий темный след. Но все это - техники для уверенных в себе людей - стереть-то ничего не выйдет, надо рисовать сразу набело!
conjure
Jan. 7th, 2015 07:32 am (UTC)
Я так цветным коричневым карандашом рисую или обычной шариковой ручкой. Ничего так, если ошибся, проводишь новую линию рядом, и рисунок живее выходит.
(no subject) - annabaskakova - Jan. 23rd, 2015 12:02 pm (UTC) - Expand
Несомненно! - princess_dragon - Jan. 23rd, 2015 12:06 pm (UTC) - Expand
balakobo
Jan. 7th, 2015 06:09 am (UTC)
Очень интересная информация)) Аж захотелось испробовать данную технику))
ovaleeva
Jan. 7th, 2015 06:26 am (UTC)
Всегда очень интересно узнавать такие вещи. Про свинцовый тоже помню, а вот про серебряный и покрытие не знала...
artfeltig
Jan. 7th, 2015 06:47 am (UTC)

Как интересно, спасибо!

angryredcat
Jan. 7th, 2015 06:48 am (UTC)
О, как интересно! А я в детстве встречала упоминание о серебряном карандаше, и все думала - чем же он от обычного графитового отличается.
princess_dragon
Jan. 7th, 2015 07:50 am (UTC)
в первую очередь - тем, что практически не стачивается ;-) Ну, и изобретен был на несколько сот лет раньше.
lorern
Jan. 7th, 2015 07:20 am (UTC)
Это, видимо, и есть тот самый итальянский карандаш, что-то я о нем в детстве читала.
(no subject) - lorern - Jan. 7th, 2015 07:43 am (UTC) - Expand
ene_ir
Jan. 7th, 2015 07:27 am (UTC)
Оооо, это ж как надо было уметь рисовать, чтоб так хорошо и сразу набело. А я-то когда гляжу на такие рисунки, кажется, что автор непременно с ластиком рисунок до ума доводил...
olga_romanova
Jan. 7th, 2015 07:54 am (UTC)
Я прямо сильно под впечатлением.
svetodara
Jan. 7th, 2015 08:19 am (UTC)
На русском языке про технику серебряного карандаша можно прочесть у Бориса Виппера - "Введение в историю искусства", раздел графика (его место в истории, когда-как появился), и в "Настольной книге художника" - там подробные практические советы.
mandariiinka
Jan. 7th, 2015 08:37 am (UTC)
Ничего себе! Удивительное рядом... И вот придумал же кто-то когда-то такое)
tatjana_su
Jan. 7th, 2015 10:28 am (UTC)
"если вы спросите, чем не угодил простой карандаш" кому не угодил?

нам? - дорого, если затраты на карандаш могут окупиться его "вечностью", то бумага становится дорогой и на ее приготовление требуется затратить время и силы - т.е. для набросков не очень, только для спецэффекта когда требуется

мастерам возрождения? - еще не изобрели
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 12:45 pm (UTC)
кстати говоря, и Ваша мысль тут совсем не понятна... видимо, когда мы пишем, нам кажется что все очевидно, но читателю так не кажется)))
(no subject) - tatjana_su - Jan. 7th, 2015 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Jan. 7th, 2015 07:07 pm (UTC) - Expand
schepetnova_nat
Jan. 7th, 2015 10:49 am (UTC)
Ооо, спасибо Натали, что напомнили про технику!!! Давно хотела попробовать... и тут же вдохновилась, все бросила, пошла и сделала))) Просто восторг!!! Похоже не волшебство!!! Настоящий Рождественский подарок получился)) СПАСИБО!!!
Теперь осталось нарисовать что-нибудь стоящее))

А вот по работам старых мастеров у меня вопрос к искусствоведам сложился... дело в том, что во многих альбомах к этим работам стоят подписи "итальянский карандаш"... пробовала даже копировать, но понимала, что что-то не то... штрих совсем другой... а оказывается это и есть серебряный карандаш!!! И вот вопрос в том, что же наши искусствоведы, совсем не знают/не разбираются в самих техниках??? Ставить не верные подписи - это же так не профессионально(( очень странно...

Но в целом то позитив какой - секрет для меня раскрылся)) очень радуюсь))))
(no subject) - schepetnova_nat - Jan. 7th, 2015 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - tatjana_su - Jan. 7th, 2015 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schepetnova_nat - Jan. 7th, 2015 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetodara - Jan. 7th, 2015 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tatianaddessine - Jan. 7th, 2015 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schepetnova_nat - Jan. 7th, 2015 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tatianaddessine - Jan. 7th, 2015 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schepetnova_nat - Jan. 7th, 2015 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tatianaddessine - Jan. 7th, 2015 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schepetnova_nat - Jan. 7th, 2015 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tatianaddessine - Jan. 7th, 2015 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schepetnova_nat - Jan. 7th, 2015 07:59 pm (UTC) - Expand
titova_tatiana
Jan. 7th, 2015 11:05 am (UTC)
Когда я училась, на третьем курсе у нас было обязательное задание, копия карандашного рисунка "старого мастера". И нам преподаватели рассказали об этой технике и карандашах, которыми все было выполнено. И задание мы должны были выполнить обязательно металлическим стержнем. В мое студенческое время в Питере с худ материалами было все не так здорово, как сейчас, и мы грунтовали бумагу темперой или водоэмульсионкой, а рисовали оловянными проволками, заточенными на грубой шкурке, вставленными в цанговый карандаш.
Могу сказать, что было ужасно интересно попробовать рисовать металлом. Я пробовала сделать копию простым карандашом, как черновик, а потом выполнила работу "металлическим". Простым карандашом получается лечге имитировать тона, а металлическим стержнем работаешь только штрихами (точками) и рука тверже гораздо. Был очень интересный опыт.
wwwrebel
Jan. 7th, 2015 11:34 am (UTC)
Свинцовые карандаши также использовал да Винчи. Неполезно, но интересно.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 66 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel