{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Кого, где, как и почему называют, или кто такие менеджеры, артдиректора и прочие

Разговоры под постингом о том, что показывать в блогах и на сайтах, напомнили мне одну вещь, про которую я уже давно хотела поговорить: кого, где, как и почему называют.

К примеру, в Германии я ещё не встречалась с такой должностью как "технический дизайнер". Мой личный опыт таков, что здесь любой рядовой дизайнер должен уметь делать и допечатную подготовку, и ретушь, и рисовать, и фотографировать и ещё много чего (другой вопрос, что не все умеют и род работы диктует свои правила). Однако в основном люди, которые получают в Германии высшее дизайнерское образование (Dipl. Designer, или сейчас уже, наверное, Bachelor), знакомы как минимум с азами иллюстрации и изобразительного искусства, фотографии, индустриального дизайна, работы с графическими приложениями и даже кинематографии. Они так же имеют определённый уровень концептуальнной прокаченности, если можно так выразиться.

Люди, которые учатся на дизайнеров в училище с одновременной работой в качестве подмастерий на предприятии, так называемая система образования Ausbildung, получают за 3 года звание Mediengestalter (оформитель) и в большинстве своём именно что "технари". Они прекрасно владеют фотошопами-индизайнами, но, как правило, не получают того широкого спектра концептуальных знаний, как люди в вузах. В любом случае я не сталкивалась с тем, чтобы их называли отдельным словом "технический дизайнер", как в России называют талантливых сотрудников, которые делают в основной своей массе ретушь.

Вопросы, кого, как и кем называют меня мучают очень давно. Понятно, что 'фасилити менеджер' звучит гордо в сравнении с 'уборщица'. Однако искажения в интерпретации англицизмов привели со временем и к некоторому искажению восприятия реальности.

Например, кто такие менеджеры? Если я работаю с русскоговорящими клиентами, порой техзадание присылают не сами артдиректора, а посредники, которые подписываются словом "менеджер". Я внутренне всегда немного вздрагиваю, потому что в Германии менеджеры - это люди, которые получают баснословные гонорары и управляют целыми концернами! Например, менеджеры концерна Deutsche Bahn работают на таких ключевых постах как финансы, контроль и регулирование предприятия. Но я просто запомнила для себя, что в России, видимо, называют менеждерами людей, которые что-то успешно улаживают в модели "клиент-исполнитель" и являются людьми на побегушках (сразу уточню, что это сказано без негативной коннотации).

Кстати, тема "артдиректор" и "креативный директор" - одна из моих "любимых".

Например, в Германии креативный директор - это человек, который по сути дела управляет дизайнерским агентством. Он отвечает за курс всей фирмы, за кампании и концепты, которые покидают стены агентства, а так же за бюджет, отведённый на персонал и проекты. Это по сути дела директор предприятия. Поэтому если какой-то фриленсер сидит дома за компом, координирует пару других фриленсеров по скайпу и рассказывает им, куда идти, он самое бОльшее руководитель проекта, а не креативный директор. По сути дела нельзя быть фриленсером и одновременно креативным директором. Это звание подразумевает работу в офисе и наличие компании, которой управляешь.

Но, повторюсь, я не знаю, что же именно означает слово "креативный директор" в других культурах. Поэтому пытаюсь отметать мрачные мысли о том, что возможно мною и моим восприятием хотят манипулировать те люди, которые зовут себя креативными директорами, но не имеют для этого перечисленных выше предпосылок.

То же самое и с титулом "артдиректор". Я как-то вычитала в одном творческом журнале про дизайнера, о котором точно знала, что он фирма из самого себя, что он глава компании и артдиректор. Нет, чисто формально он может звать себя руководителем самого себя, потому что это его фирма. Но вот для того, чтобы зваться артдиректором, ему, увы, нужна команда. Как минимум в Германии. По идее я не могу сидеть дома в 4х стенах и звать себя артдиректором только потому, что при исполнении заказов я играю роль человека-оркестра: отвечаю за концепт и исполнение. Если давать простое определение, то артдиректор - это человек, который отвечает в дизайнерском агентстве за концепт, исполнение, слаженную работу подобранной команды и за сроки для отдельно взятого проекта (проектов) или кампании (кампаний). Т.е. этот титул предполагает наличие некой фирмы плюс команды в ней. Но опять-таки, я не знаю, что этот титул означает в других культурах!

Поэтому я решила спросить у вас. Дорогие читатели моего блога, вам слово! Расскажите, пожалуйста, для общего блага и спокойствия, кого в вашей стране (не забудьте указать) или в вашей фирме называют креативным директором, артдиректором, менеджером проектов, тимлидером? Какие у них функции? Кто у вас арт байеры и агенты, какие у них функции? Есть ли иерархии внутри дизайнерских коллективов? Какие?

Очень интересно, насколько различно понимание одних и тех же должностей или званий в разных кругах.

Work area

Tags: design, Германия, мысли, разные культуры, спрошу у вас
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments