{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Встреча с читателями в Москве и мысли о женском творчестве

Встреча с читателями в Москве получилась в этот раз очень уютной. Ещё раз хочется сказать спасибо всем тем людям, кто в субботу, да ещё по жаре 35 градусов и московским пробкам всё-таки добрался до моего мероприятия! Спасибо вам большое! И как приятно, что получилось такое яркое и интересное общение!

Признаться, я немного переживала, что после дня работы на мастер-классе и дороги на встречу просто не осилю огромную аудиторию, как в октябре прошлого года. Поэтому встреча со мной получилась скорее спонтанная и особо нигде не анонсировалась. Уже сидя в аэропорту в накопителе перед вылетом я разруливала с продюсером по книгам - Верой Ёжкиной - организационные моменты, при этом встреча чуть было не сорвалась. И как было приятно, что всё равно всё получилось очень сердечно и интересно!

У меня, к сожалению, совсем нет фотографий с встречи. Поэтому если у вас есть - делитесь :-) Надеюсь, что мы там хоть как-то получились, не смотря на то, что было душно.

Мы очень много говорили об иллюстрации, рассматривали работы, которые люди принесли с собой, говорили о проекте "Бесконечная книга" и моей новой книге "Рисуй каждый день", которая уже готова отправиться в печать и появится в продаже (если ничто не помешает) летом этого года.

Среди прочих интересных вопросов прозвучал один о женском творчестве. Мол, не кажется ли мне, что в моих проектах и сообществах, посвящённых творчеству, участвуют в основном женщины.

Признаться, у меня не сложилось такого впечатления - мужчин-иллюстраторов и художников у нас тоже хватает. Просто обратите внимание, что мужчины в большинстве своём куда менее общительнее женщин и со скрипом признают, что у них есть какие-то проблемы или творческие поиски. Сами виноваты, дорогие мальчики, что вас стало реже и меньше видно! Тот, кто молчит, постепенно исчезает из общественного сознания.

Сам же факт, что сейчас появилось так много рисующих женщин, которые смело заявляют о своём творчестве, меня ОЧЕНЬ радует! Он говорит о том, что у женщин наконец-то появилось больше шансов не только заниматься творчеством, но и становиться более заметными! И, к счастью, речь здесь не о прикладном творчестве и порисуях для домохозяек в негативном смысле этого слова.

Много лет назад у меня состоялась очень неприятная дискуссия с одним питерским иллюстратором. Он мне "тычил" в нос тем, что якобы искусство всегда было мужским уделом, и очень язвительно спрашивал, много ли я знаю знаменитых женщин-художниц или иллюстраторов. Меня столь чёрное незнание материи, естественно, срашно удивило. (На всякий случай уточню, что я не думаю, что ВСЕ мужчины художники-иллюстраторы такие узколобые. Я говорю о частном случае. О высказывании, которое в силу знаменитости личности автора, попыталось стать общественным мнением.)

Человек как будто не знал, что вплоть до 19го века женщин обучали мастерству материнства и домохозяйничества, запрещая учёбу в любого рода академиях - художественных или научных. Женщин просто не пускали дельше кухни и детской люльки!

Если на женщину обращали внимание как на художницу, можно было смело исходить из того, что она была дочерью кого-то из творческих ремесленников. Например, любимая придворная художница французской королевы Мари-Антуанетты - Мария Виже-Лебрён была дочерью художника. Она могла только пользоваться уроками отца или советами его товарищей-художников. И до сих пор о ней пишут, что ну да, вполне сносно, даже профессонально рисовала "девочка", но лицензии на профессию у товарищницы не было! Вот-вот, потому что её только мужчинам выдавали! Если бы Виже-Лебрён не была любимицей королевы, то и её имя кануло бы в Лету!

1251
Слева - автопортрет Виже-Лебрён, справа портрет Марии-Антуанетты её кисти.

Ещё один более ранний и яркий пример - Мария Сибилла Мериан, которая уже в 18 веке заявила о себе. Здесь была такая же история. Мало кто знает, что она была дочерью ремесленника - гравёра и книгоиздателя. И только потому, что она была из "простого народа", к ней не цеплялись и не кусали так, как женщин-художниц из высших сословий.

Её отец умер очень рано, художественным воспитанием девочки занялся отчим - художник. Она всю свою малолетнюю жизнь прожила среди творческих людей. Мария Сибилла была чуть ли ни одна из первых женщин, которая не просто рисовали "дамские" акварельки с жуками и бабочками, но посвятила себя серьёзному изучению природы. До неё никому не приходило в голову связать простые вещи, что гусеница и бабочка - это разные стадии жизни одного существа, а не разные существа принципиально. Она одной из первых поняла, что как женщине ей будет тяжело пробиться на этом поприще - поэтому она часто "хитрит". Её работы в первую очередь декоративны (всем же понятно, что на одном прекрасном кусте роз не сидели одновременно личинки, гусеницы, бабочки, жуки и птички). При этом её работы очень художественны и одновременно научны. Она бросила мужа и воспитывала в одиночку двоих детей. На последние деньги, в надежде заработать на своих экзотических рисунках и препаратах, пустилась с одной из дочерей на отважное путешествие в Америку и чуть не погибла там. Но её затея принесла ей и имя, и желаемые доходы. Мария Сибилла так же зарабатывала на жизнь уроками акварели у дам высших сословий, сама занималась изготовление красок, а так же продажей своей графики и засушенных насекомых.

1252

А Берте Моризо? Многие коллеги до сих пор думают, что это мужчина-импрессионист, потому что французское начертание имени - Berthe Morisot. Причём там на дворе был уже 19й век, индустриальная революция и много ещё чего. Но даже у неё не было "официального" образования - только частные уроки живописи. И как знать, узнал бы кто-то её имя, если бы она не стала женой брата знаменитого прародителя импрессионизма - Эдуарда Мане.

1250
Слева - портер Берте кисти Эдуарда Мане, справа - работа Берте.

А та же Фрида Кало? Никогда не забуду, как мой профессор по истории искусства возмущался, что все забыли монументальную живопись её мужа и наставника - Диего Риверы, хотя он задолго до неё был уже признанным мастером и знаменитостью. Мол, чего все прикопались к этой, цитата, бездарной и больной Фриде и носят её на руках. Да потому, что Фрида была и талантливой, и самобытной! И она стала символом! Когда она посмотрела на творческих женщин всей планеты с обложки Вога интересным, ярким и уверенным лицом, многие перестали бояться расправлять крылья! И опять-таки, где бы была Фрида, если бы ни папа-фотограф, муж-художник и их творческие связи? То-то же. А на дворе уже был 20й век...

Женщин элементарно не пускали в "официальное" творчество! И даже если пускали - с большими оговорками.

Плюс мужчины не вынашивают детей и по-прежнему не занимаются их воспитанием столь интенсивно, как женщины. В женской жизни, не будем сейчас спорить о том, прекрасны дети или нет и чей они смысл жизни (почему не мужской?), отламывается на семью и её поддержание огромный кусок жизни. Отламывается от того времени саморазвития и самоопределения, который остаётся мужчине практически в полном объёме.

Поэтому сам тот факт, что женщины стали смелее говорить о себе, больше показывать своё творчество, становиться художницами и иллюстраторами, а так же писать книги о творчестве говорит не о том, что дамы "орозовили", "обесценили" искусство, серьёзное и сильное по определению только в том случае, если оно мужское. Но о том, что человечество наконец-то продвинулось на шаг вперёд. Получило в свою копилку весь тот женский художественный запас, который по злобе, незнанию, зависти или твердолобию не пускали в мир. Не пускали люди, как мужчины, так и женщины, которые просто боялись конкуренции или опасались, что удобный, привычный мир, поддерживаемый женскими руками, вдруг пошатнётся. При том у женщин и так очень короткая профессиональная жизнь, которая часто прерывается или полностью обрывается в силу банальных физиологических особенностей и связанных с ними обязанностей.

Так что, как я сказала на презенации, сама сидя в тельняшке :-), - нас много и мы в тельняшках. И, к счастью, на свете куда больше мужчин и женщин, которые не разделяют между мужским и женским творчеством, но смотрят на одарённость художника, манеру исполнения его работ и на умение очаровать зрителя :-)
Tags: travel, мужчины и женщины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →