{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Ещё раз о работе с материалами для иллюстраций

У меня всё не утихает поток писем и комментариев к постингу "В помощь художнику: работа с материалами для иллюстраций". Некоторые коллеги даже разразились у себя в журналах статьями, что так называемый материал только портит всю малину художникам. Я на это смотрю и местами недоумеваю - ведь все профессиональные художники, начиная с первых ласточек вроде Эжена Делакруа, пользовались и пользуются как фотографиями, так и зарисовками с натуры или наработками художников ушедших веков. Более того, у художников прошлого считалось правилом хорошего тона цитировать великих. Узнаваемые элементы чужих работ говорили о том, что художник был знаком с творческим наследием: художественными, литературными или музыкальными произведениями великих прошлого. Только поэтому образованные люди были в состоянии цитировать (не копировать! не плагиатить!) известные произведения. Естественно, раньше не было быстрого интернета и миллиона книг с репродукциями. Образование добывалось у великих учителей или в их школах, из редких, дорогостоящих книг или довольно затратных путешествий.

Сейчас всё куда более доступно, но образование и образованность по-прежнему редкость! Драгоценность, которой можно и нужно гордиться! (Это к тем, кто говорил, что их, цитата, "спалили за копированием Босха" - не копируйте, цитируйте просто правильно! К примеру, как это сделал Шон Тан в книге "Прибытие". Там просто "Босх на Босхе сидит и Босхом погоняет". Но как! Тонкий намёк в ракурсах или фантастических комбинациях - повторенный механизм, но не копия самих работ Босха.)

Местами я понимаю, что люди, которые отрицают работу с материалами, либо говорят о чём-то своём, не связанном с моей статьей, либо пытаются поддержать миф, что, дескать, настоящие художники рисуют только из головы. Ну как же так? Разве можно отрицать очевидное, что голову нужно постоянно кормить и "не позволять душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь..."?

Собрался так же целый пласт людей, который переживает, что, работая с материалами, художник компиллирует другие картинки, составляет рисованные коллажи. И мол, где ж тогда разница? Как будто художнику кто-то другой придумывает его "коллаж". А почему вдруг "настоящий" бумажный коллаж попал в немилость? Как будто он не иллюстрация, не законченное художественное произведение.

Значит так. Давайте ещё раз и по порядку. Что есть материал для художника-иллюстратора и как строится работа с ним.

Материал это:
- рисунки, наброски и зарисовки с натуры, штудии;
- собственные фотографии объектов в нужном ракурсе и с нужным освещением;
- собственные фотографии без дела - из отпуска, быта, фотографии ради;
- иллюстрации, фотографии, картины и штудии других художников из книг, журналов и интернета.

В начале процесса создания иллюстрации всегда стоит ИДЕЯ. Оригинальный сюжет, сцена, композиция, придуманная конкретно вами - художником. Это может быть быстрый эскиз на бумаге (даже на уровне палка-палка-огуречик), словесное описание того, где что стоит или висит, или детальная картинка в голове, которая говорит вам, как будет выглядеть будущий рисунок на бумаге. Другими словами, художник сначала придумывает ЧТО нарисовать, и только потом обращается к материалу, чтобы посмотреть КАК нарисовать. Даже опытный художник не может удержать в голове, как будет выглядеть тот или иной изгиб руки с разными источниками света. Естественно, большой опыт рисования поможет изобразить людей анатомически правильно, а устройство геометрически точно, позволит придумать, как объёмно изобразить ту или иную вещь. Однако, как говорят немцы, чёрт кроется в деталях. Одна ложная линия или поверхностно продуманные детали механического устройства портят впечатление от всего рисунка. К тому же с правильно подобранным материалом просто легче, удобнее, быстрее, а местами и качественнее работать!

Здесь, надеюсь, становится чёткой и грань между плагиатом и интерпретацией. У разных художников могут появляться одинаковые сюжеты, но если они были нарисованы по индивидуальному плану, они никогда не будут повторять 1:1 изгиб линий, ракурсов и прочего. Потому что сколько людей - столько идей и исполнений!

Советы по работе с материалом у меня такие. Старайтесь собирать собственный материал! Рисуйте по возможности с натуры и делайте свои фотографии нужных вам объектов. И только когда предметы столь экзотичные или трудно досягаемые (вроде китайской пагоды или воздушного шара), что достать их можно только в сети - обращайтесь к интернету. Но не копируйте 1:1, а вплетайте вещи в свой сюжет, видоизменяйте и старайтесь больше смотреть вглубь - на то, как вещи устроены, как правильно падают тени или какое освещение придаёт объекту тот или иной характер. Смотрите в редкие, старинные книги. Ходите чаще в библиотеку или ройте просто глубже, как советали в комментариях к предыдущему постингу на тему работы с материалом.

И да, естественно можно для проявления ИДЕИ, которая стоит в начале рабочего процесса, вдохновляться материалом. Просматривать свои коллекции, листать книги, вдохновляться чужими работами. Просто помните, что иллюстрация вытекает из идеи, а не из готового референса. И строится вокруг вашей задумки, а не вокруг найденной интересной картинки. На этой ноте, плодотворной и качественной нам работы!

Olga und Anfrej Dugin
На фотографии материал к иллюстрациям знаменитых художников-иллюстраторов Ольги и Андрея Дугиных. Читайте в 6 номере Beamused интервью номера о том, как эти художники создают свои иллюстрации. Например, для некоторых иллюстраций они одалживают костюмы в штутгартском городском театре и наряжают в них своих студентов. Настоящие костюмы и живые модели помогают иллюстраторам создавать столь утончённые иллюстрации.

Tags: beamused, endless_book, мои статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →