{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Как отличить хороший дизайн от плохого – руководство для НЕдизайнеров

Мне как-то на формспринге пришёл вопрос, как непрофессионалу отличить хороший дизайн от плохого. Я тогда ответила там и забыла, что хотела обсудить эту тему в более широком кругу. А буквально на днях наткнулась на немецком амазоне на книгу Das Design-Buch für Nicht-Designer («Книга о дизайне для НЕдизайнеров») и вспомнила, что хотела ответить более развёрнуто и с примерами. На всякий случай уточню, что я не знаю, что там внутри вышеупомянутой книги. Мне просто название напомнило о плане рассказать о том, как распознать хороший дизайн. Вообще очень хороший вопрос был!

Как любил в своих книгах повторять знаменитый типограф и преподаватель Ян Чихольд, ещё в 60е годы прошлого столетия знания в области типографики и дизайна были такими же естественными, как базовые знания по географии, истории или литературе. Чихольд любил повозмущаться по поводу современной неосведомлённости, казалось бы, образованных людей.

Сейчас дизайн (в том числе и плохой) наполняет каждый миллиметр жизненного пространства. Поэтому я поддержу возмущение Чихольда, что хорошо бы уже в школе ввести наряду с математикой и литературой не только историю искусства, но и историю типографики. Я считаю, что любой уважающий себя человек должен знать, чем Антиква отличается от Гротеска, как сочетаются цвета и чего делать не стоит. Поэтому приведу ниже в постинге хотя бы несколько вещей, на которые нужно обращать внимание, даже если вы НЕ дизайнер.

Если отбросить тему индивидуального восприятия (нра-не-нра), о дизайне можно судить по техническим параметрам (шрифты, сетка, макет) и функциональности (насколько он работает в рамках поставленной задачи).

1. Шрифты
- В одной оформляемой вещи обычно должно быть не больше 2-х видов шрифтов (есть, конечно, исключения - их я описываю ниже). Лучше, если комбинируемые шрифты относятся к разным шрифтовым семьям. Например, сочетается шрифт с засечками (Антиква) с шрифтом без засечек (Гротеск). Например, заголовок набрать шрифтом без засечек, а основной текст шрифтом с засечками. Чтобы запомнить это правило, держите образ жениха и невесты в голове. Чем дальше будущие муж и жена родились и жили друг от друга, тем здоровее и умнее будет потомство. А если двоюродные начинают жениться друг на друге, получаем всякие генетические путаницы и "сюрпризы" в следующем поколении. Так и текст, набранный похожими, и только где-то разными буквами, приводит к неудобству чтения. Глазу не за что зацепиться, а буквы то такие, то сякие - пляшут.

766
Графика отсюда: www.fontblog.de.

- На одном листе не должно быть больше 3-4 размеров шрифтов. Например, если заголовок сделать размером 18Pt, а текст 11Pt, то для сносок и подписей к картинкам можно взять один размер, например 9Pt и строго следить за тем, чтобы все остальные виды текста были размерами 18, 11 или 9Pt. Потому что если, к примеру, в случае с оформлением журнала, появляются ещё всякие подзаголовки, рубрики или врезки, нужно очень внимательно следить за тем, чтобы страница не начала рябить.

Вот пример красивого дизайна. Концертная программа "Бохумских симфоников". При вёрстке использованы всего три разных размера шрифта. Кстати, шрифт на этой программке называется Rotis. Здесь дизайнер прибегнул к хитрости: для основного текста он взял шрифт Rotis semi sans - без засечек. А для подписи месяцев взял тоже Rotis, но уже начертание с засечками - Rotis semi serif. Разное начертание, но одинаковая динамика букв. Здесь можно увидеть больше: Дизайн для Бохумского симфонического оркестра

Bochumer Symphoniker


- Не бойтесь гуглить шрифты! Узнайте о них всё: в каком году их сделали, кто, для кого и для печати на каких носителях. Помните одну важную вещь, что шрифты создают с какой-то целью (по заказу, для удобства чтения, для создания какой-то атмосферы, для печати на особенных материалах). Если вы возьмёте для дизайна духов какой-нибудь шрифт, который создали для подписи бюрократических зданий, не удивляйтесь, что он будет смотреться на ваших духах чужеродным элементом. Не полагайтесь на "красивенько", узнайте больше о символах, которыми вы украшаете свою продукцию.

- Если Вам что-то сделали шрифтом Comic Sans - бегите как можно быстрее прочь. Обязательно прочтите вот эту статью: 7 reasons not to use comic sans ("7 причин не использовать Comic Sans"). Comic Sans один из самых вульгарных, плохочитаемых и непрофиссионально выполненных шрифтов!

- Если стояла задача сделать "контролируемый треш", то все предыдущие правила отметаем и радуемся намеренному китчу. Вот вам несколько примеров контролируемого треша.

Книга знаменитого типографа Эрика Шпикермана "Причина и следствие" (Ursache & Wirkung, ein typografischer Roman). Он подсмеивается над трешевой типографикой и очень простым, человеческим языком рассказывает в своих книгах о том, как научиться разбираться в шрифтах. Об Эрике я писала уже здесь: Ликбез: Кто такой Эрик Шпикерман. А здесь можно полистать книгу, я её тоже уже показывала: Причина и следствие: типографический роман

Erik Spikermann: Cause and effect

Имиджевая брошюра мороженого Häagen Dasz - тоже пример красивого треша. Я её здесь уже показывала: Имиджевая брошюра от Häagen Dazs
Haagen Dasz

Моя визитка с мешаниной из шрифтов. Кстати, здесь я писала о подобных шрифтах, которые называются Chalk lettering.

My business card

2. Выравнивание текста
Один из самых важных моментов! Если вам выровняли на пригласительном текст по центру - это ещё можно пережить, потому что там мало букв и они важные, "кричащие". Если вам всю брошюру набрали с выравниванием по центру - это катастрофа. Рвите макет на куски и хватайтесь за голову! Как говорила моя профессор по типографике Сабине Ан Хюф, центрированные тексты - это лысые, толстые, упёртые политики, которые больше кричат, чем делают. Держите этот образ в голове!

Пример оправданного использования выравнивания текста по центру:
072

Если вам сделали выравнивание блоком - по левому и правому краю, между отдельно взятыми словами не должно быть зияющих дыр. Например, текст в рамочке справа свёрстан кривожопоруко. Можете мысленно дать дизайнеру 10 раз линейкой по рукам, если он вам принёс макет с такой вот вёрсткой. Современные программы наделены всевозможными примочками, чтобы не допускать подобных неуклюжих разрывов между словами. В крайнем случае можно всё выровнять ручками. Одновременное выравнивание по левому и правому краю должно выглядеть, как в рамочке слева.
767

Лично я люблю флаговый набор. Это когда выравнивание текста происходит по левому краю, но правый край колонки ровняют ручками (да-да, оч. много работы!), чтобы край был такой дотошно аккуратненький, зубчиками - цик-цак-цик-цак. Это брошюра моей руки с флаговым набором. Ниже фотография обложек этой брошюрки и ссылка, где её можно полностью посмотреть.

DHP Imagebroschüre

Обложка. Ссылка: Пиксель арт как элемент корпоративного стиля

DHP Imagebroschüre

Если при флаговом наборе правый край текста выпирает пивными или беременными пузиками, лозиной такого дизайнера! Надеюсь, правда, что это будет только мысленная лозина. Вот здесь у текстовых столбцов флаговый набор просто ужасен и именно что "пузатый". Правый край текста то обвисает пивным пузом, то становится скалистым обрывом. Лечится это небольшим уменьшение или увеличением межбуквенных или межсловных интервалов. Изменения эти настолько минимальны, что человеческий глаз их не видит, зато край флагового набора их тут же принимает во внимание. Иногда мы с копирайтером даже специально дописывали или изменяли тексты, чтобы получить красивый флаговый набор в проспектах, на плакатах или листовках.
Good idea

3. Опорная сетка
Попросите дизайнера, чтобы он вам показал опорную сетку того, что оформляет. Что это такое? Например, страничку каталога, книги или листовки расчерчивают на равные прямоугольники, например, 9х9. Текст и картинки выравнивают по границам этих прямоугольников (см. картинки ниже). Прелесть наличия сетки в том, что по похожей модели можно оформить всю печатную или онлайновую продукцию одной и той же линейки товара. Если сетки нет - значит выполнялось всё на глазок и без какого-либо плана, а значит и без каких-либо знаний.

Здесь я уже показывала пример простейшей опорной сетки: Простой рецепт опорной сетки
684

686

3. Цветовое решение
- Ограниченное количество цветов смотрится всегда более стильно. (В некоторых случаях и более выгодно при печати.)
- В одном макете стоит использовать не более 3-4 цветов (в идеале не больше 2х) и они должны быть комплементарными (противолежать друг другу на цветовом круге). Например, сочетание зелёного с красным или синего с оранжевым будут более эффектными, чем сочетание синего с зелёным или красного с оранжевым.

Это вот цветовой круг Иттена. О том, как составлять триады, квадриады или пары комплементарных цветов я подробно описываю в книге "Разреши себе творить". Об эмоциональной окраске цветов я подробно рассказываю в книге "Профессия - иллюстратор". Можно и просто погуглить, по теме цветового круга водится огромное количество статей.
768

4.Функциональность
- Хороший дизайн соответствует требованиям рынка и не столько вашему, сколько вкусу ваших клиентов.
- (!) Сформулируйте для себя цель заказа, прежде чем обратитесь к дизайнеру. Но только очень чётко, а не на уровне: "Хочу красивую штуку". Например, кого вы хотите привлечь своим дизайном, кто ваша целевая группа, чего бы вы хотели добиться новым оформлением каких-то вещей. Если дизайн хороший, он должен выполнять свою задачу, даже если конкретно вам что-то в нём не нравится.

Если вы недолюбливаете синий, оформление вашего магазина по продаже живой рыбы лучше всё-таки сделать в синих тонах. Иначе у простых смертных не будет доверия к вашему рыбному магазину. Даже если вы будете удачно выделяться каким-то иным цветом на фоне конкуренции, есть такая вещь как "зашитые" цветовые сигналы, на которые люди реагируют с радостью. Это как раз к теме эмоций в соотношении с цветом, о которой я говорю выше.

Нужно всегда держать в голове, что дизайн создаётся для конкретных людей и конкретных задач и должен оправдывать возложенные на него надежды. Если хотите заработать денег на своём рыбном магазине, оставьте свои личные цветовые пристрастия за кадром. Проанализируйте рынок, присмотритесь, что любят ваши клиенты и в крайнем случае найдите с дизайнером компромисс, чтобы и целевая группа была довольна и вы могли спокойно жить со своим корпоративным стилем.

Продумайте, чего вы сами хотите от дизайна. Например, если это рекламный плакат. Наверное, чтобы люди цеплялись взглядом и могли быстро прочесть какую-то важную информацию? Или если это дизайн магазина, чтобы смотрели и думали, ах как чистенько и вкусно, пойду куплю у них свежей рыбки? И если дизайн "работает" на вас, то с ним всё в порядке, даже если двоюродный братан Васька говорит, что фигню подсунул дизайнер.

На самом деле тонкостей, на которые стоит обращать внимание, намного больше. Однако, если вы сомневаетесь, вышеперечисленные пункты хотя бы помогут вам сориентироваться и, надеюсь, зауважать вашего дизайнера. Ну и вы хотя бы будете знать, куда смотреть и на что обращать внимание. А на следующей вечеринке или на митинге сможете блеснуть своими знаниями в области дизайна ;-) А там, гляди, прислушаетесь к многоуважаемому Чихольду и начнёте читать литературу о шрифтах, их возникновении, красоте исполнения и их роли в нашей жизни.

................................................
Смотрите похожие постинги в моём блоге:
- Типографика
- Дизайн
Tags: design, typography, мои статьи, помоги себе сам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →