{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

О серийности и разговор с Барбарой Хольтмайер

Джорджия О’Киф (Georgia O'Keeffe) - одна из самых знаменитых американских художниц 20го столетия, с большим воодушевлением писала, помимо цветов, свою входную дверь. Казалось бы, зачем всегда рисовать одно и то же? Тем более дверь? Одна из объясняющих теорий спрашивает ответно:"Почему бы и нет?" Мы ежедневно делаем одно и то же, причём с большим удовольстием: едим, занимаеся сексом, ходим гялть, смотрим телевизор... Чем рисование дверей хуже?

Ещё кто-то утверждает, что серийностью, повторениями, художник пытается проникнуться душой объекта, постигнуть его сущность, слиться с ним в единое целое. Романтично!

Кто-то говорит, что серии работ лучше продаются. В них скорее узнаётся рука автора. Потребителю проще и быстрее опознать такие вещи, они работают лучше и быстрее на имидж и являются немыми свидетелями продуктовности. Прагматично!

У серийности есть и более простые объяснения. Например, кому-то просто нравится рисовать птичек, и они не надоедают никогда. Или, например, я решила, что хочу слепить целую серию артишоков, чтобы улучшить технику исполнения, выучить наизусть найденный метод.

Как ни крути - серийность замечательна. Позволяет и продать, и проникнуться, и научиться, и влюбиться. Но тут я слепила всего два артишока и неожиданно огорчилась. По ощущениям второй артишок вышел намного хуже! Казалось бы, вот я уже придумала технологию, работаю быстрее и слаженнее - что же случилось? Может я что-то подзабыла с прошлого раза? Всё-таки первый артишок я слепила ещё в начале декабря прошлого года. Много времени прошло.

Тогда я решила слепить на одном и том же занятии две луковицы. Это первая.
My ceramics

А это вторая, которая на мой вкус тоже вышла куда хуже первой.
My ceramics


Для начала мне стало понятно, что для того, чтобы рассуждать о "лучше или хуже" или о том, почему первые, случайные объекты, часто выглядят живее и красивее последующих, надо сделать не 2, а хотя бы 20 штук. Тогда техника будет отточена и можно будет на основании простой статистики признать или опровергнуть, был ли "эскиз" лучше результата или же терпение и труд всё перетрут. Ведь тот же борщ я могу уже сварить с завязанными глазами - столько раз в жизни я его уже готовила.

Моя наставница, художница Барбара Хольтмайер, высказала по этому поводу весьма интересную мысль. (Кстати, я спросила, сколько Барбаре лет... Внимание... 76!)
Ich bin neulich bei dem Keramik-Kurs bei VHS

Барбара говорит, что здесь очень большую роль играет радость от удачно найденного хода. К примеру, ты решаешь слепить артишок, но совершенно не знаешь, с чего начать. Пытаешься методом проб и ошибок, терпишь поражение, снова стараешься и оно внезапно получается! Это чувство победы настолько сильно, что все последующие результаты кажутся слабым подобием того самого первого опыта. Зачастую все последующие вещи лучше, но только самый первый носит окраску счастья открытия.

И тут я поймала себя на мысли, что моё желание сделать ещё десяток артишоков - ни что иное, как желание поспорить со случайностью. Возможность доказать себе, что найденная формула "счастья" заработает и в более рациональных условиях. См. выше про борщ. (Только не говорите, что борщ - не искусство. Можете навлечь на себя гнев профессиональных поваров! :-))

А как часто у вас бывает это чувство, что эскиз, прототип, самый первый объект серии были куда лучше всего последующего? И сравнивали ли вы свои ощущения, скажем, пару лет спустя? Становилось ли заметным, какими были все последующие вещи - лучше или хуже?
Tags: art & artists, керамика, мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →