{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Кому дозволено критиковать

На немецком языке вышел новый роман самого молодого и гениального автора Англии (если верить СМИ) - Эдама Тирвела (Adam Thirlwell) - под названием "Der multiple Roman" (оригинальное название "Miss Herbert"). На более чем 500 страницах автор рассуждает о том, что сделало роман (его структуру) успешным, какие есть взаимосвязи, общие знаменатели. Там якобы есть примеры, как писатели таскали друг у друга идеи и при этом лихо уворачивались от обвинений в плагиате - эксплуатировали чужие образы, но создавали на их основе свои. Тирвел показывает на примерах, насколько похожи друг на друга произведения одного и того же автора, как часто используется одна и та же повествовательная петля. Причём разбирает по косточкам таких авторов как Набоков, Кафка и пр. Проходится по всем классикам, критикует, восхищается, насмехается, анализирует, цитирует, делает выводы. Настольная книга для писателей романов, можно сказать.

Я "Роман" ещё не читала - он, можно сказать, только-только из типографии в немецком переводе. Но всё равно было любопытно послушать и почитать, что о нём говорят. Один литературный критик меня просто поразил. Он сначала хвалил-хвалил молодого автора, а потом его вдруг понесло. Я такого ещё ни разу не слышала на немецком "Канале Культуры", чтобы интеллектуалы вдруг теряли всякий контроль над своими эмоциями и начинали нервно кричать(!), цитата :"Слышь ты, мальчик, напиши сначала сам что-то стоящее, а потом поговорим". Тётенька в студии ему поддакивала, мол, да, как можно быть таким желторотиком и утверждать, что он всё это вообще перечитал, чтобы делать выводы...

А между тем вообще-то автор не мальчик - ему 35. И да, если он всю жизнь не занимался ничем другим кроме чтения и писательства, до 35 лет ему было реально перечитать океан литературы и научиться делать выводы. Но я как-то всё равно неожиданно задумалась про "Слышь ты, мальчик...". По идее дегустатору не обязательно быть поваром, чтобы оценить качество того, что он пробует. Для этого достаточно иметь богатый вкусовой опыт и разбираться в составляющих еды. По этому определению Тирвелу не занимать опыта - он профессиональный дегустатор (по идее).

С другой стороны, может прав немецкий критик, когда спрашивает не самым красивым образом:"А судьи кто?" По идее Эдам Тирвел здесь не просто "дегустатор". Он сам автор книг, который пока не вышел по признанности на ступень того же Кафки, к примеру. А значит для него не работают правила обычного потребителя, который не обязан ни перед кем отчитываться за свои "нравится-не-нравится". Тирвел обязан, потому что если критикует других коллег, выглядит глупо и голословно, если ему нечего предьявить в противовес. Или как?

Tags: книги и авторы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments