{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Categories:

Ещё раз о керамике и немецкой системе образования

Я вчера очень пожалела, что пришла на курс керамики совершенно неподготовленной, хотя у меня было предчувствие, что надо хотя бы пересмотреть мою подборку вдохновительной керамики и подумать над тем, что можно сделать. Но я решила, что раз мы там всё равно, наверняка, будем для начала лепить какие-нибудь конусы и шары, надо пока оставить идею придумать что-то своё. Курс будет идти до самого лета, но всего 2 раза в месяц по 3 часа. Т.е. между занятиями обычно перерыв в 2-2,5 недели. А для новичка это очень много. Мало того, что ничего не знал, так ещё всё забыл к следующему занятию.

Надо было хотя бы впомнить, что я же хотела научиться вот так (это сильно на будущее при моих сегодняшних умениях :-)). Это работы Софи Вудроу (жмите на имя, там откроется в новом окне мой старый пост о её работах и небольшой фильм).


В программе курса было очень коротко описано, что мы получим на занятиях глину, разные инструменты для работы, что там есть всякие подставки, три печи для обжига, т.е. полноценная мастерская с обустроенными рабочими местами. У меня была установка, что мне сначала расскажут хоть что-то, что я получу хотя бы какие-то азы, чтобы приступить к работе. Но мне и в этот раз повезло, как утопленнику.

У немцев куда не сунься учиться - натыкаешься на одну и ту же установку. Им всё кажется, что начать что-то учить с азов и правил - дико скучно. Помню, как много лет назад я впервые столкнулась с этим убеждением, когда пришла здесь, в Германии, учиться на графдизайнера. Иногда просто рыдать хотелось от их "это же скучно"! Я пришла туда осознанно, взрослым человеком - мне не было скучно и принудительно, я хотела чему-то основательно научиться и от беспомощности иногда просто задыхалась. Я не училась для мамы с папой, а для себя! Мне дико не хватало для начала каких-то руководств к действию. Но нет, нас частенько бросали в глубокую воду, чтобы научить плавать - кто утонул, сам дурак. Пришлось учиться плавать: сначала по-собачьи, потом на спине, потом брасом :-)

Например, когда я училась на графдизайнера, у нас в одном из курсов по типографике была тема "Художественная книга" - артбук т.е. Я обрадовалась возможности научиться такому, потому что никогда до этого не делала книг, тем более художественных, и понятия не имела, с чего начать. Как всякий приличный студент-желторотик я стала распрашивать профессора, что и как. Как планируются книги? Как рассчитывается толщина корешка? Как подбирать бумагу? Как самой склеить книгу? Как создаётся сетка страниц? Как выбирается шрифт? Какие есть пропорции и общепринятые форматы и что почитать по этим вопросам? Как рассчитать количество страниц, как планировать количество иллюстраций? Пофессор Цигенфойтер, к которому я записалась тогда на курс, считался у нас просто гением - гремучая смесь свободного художника, типографа и аккуратного графдизайнера. У кого, если не у него, учиться книжному делу по теме "Художественная книга"?

И что, думаете он ответил мне хотя бы на один вопрос или хоть как-то помог? Я проходила туда почти весь семестр и... бросила. По его мнению я забивала свою голову всякими техническими глупостями в то время, как надо было сначала интересную идею найти. Можете себе представить степень моего чувства безграничной беспомощности? Я пишу эти строки и меня снова, по одним только воспоминаниям, накрывает волной тогдашней паники. Я хотела научиться сначала каким-то азам. Потому что даже самая хорошая идея без должного технического исполнения - ерунда! Всего лишь фантазия, которая у студентов часто помирает с окончанием учебного года...

Так вот, прихожу я вчера на курс керамики. Наш преподаватель - Барбара. Сухонькая женщина 60+, художница-автодидакт. Представляется и говорит:"Я преподаю уже больше 30ти лет и решила, что хватит начинать с азов и бороться со свойствами глины, прежде чем приступить к работе. Берите кусок и дерзайте..."

Можете представить себе моё дежавю? У меня внутри всё перевернулось. Такое гадкое чувство, когда ты, взрослый человек, снова чувствуешь себя махоньким, ничтожным и беспомощным... Но я очень быстро пришла в себя, потому что уже знаю как с этим бороться - наблюдать и спрашивать любые глупости, и потому что мне больше не 20 :-)

Поэтому я решила так. Это чувство беспомощности - здоровое и нормальное в моей ситуации. Я первый раз в жизни вижу этот кусок глины и эту мастерскую. Поэтому я отрезала себе кусочек от большого блока и стала мять в руках...

Через некоторое время быстро заметила, что у меня руки горячие, и глина сохнет на глазах. Ааааа! Попробовала одну форму, другую, третью - сломала. Глина сохнет... (Остальные в это время тонну каких-то безделушек наделали.) А потом просто стала спрашивать Барбару - нашу учительницу, как мне оживить глину (она тут же притащила мне мокрое полотенце и завернула мои обломки в него - через некоторое время я их снова пустила в дело :-)), сколько воды в неё можно добавить (а не надо добавлять воду, и шликер мне пока запрещён к использованию :-)). Потом стала спрашивать, как мне слепить то и это и стала с увлечением ваять осьминога-мутанта. Т.е. сначала подумала над темой, нашла идею, как когда-то советовал профессор Цигенфойтер, и дело пошло :-) Барбара ещё пару раз подходила ко мне, давала какие-то советы, с увлечение сама добавляла какие-то детали моей скульптурке. Призналась, что у неё самой сейчас фаза - она балдеет по морским формам.

И потом, у неё глаз уже намётан по поводу учеников. Она мне сразу сказала:"Я вижу, что ты не хочешь лепить тарелочки или горшочки, у тебя душа больше к другому лежит." Или:"Я вижу, что пролностью гладкие поверхности - это не совсеми твоё, попробуй со структурой, повыдавливай что-нибудь какой-нибудь палочкой с круглым концом - тебе интереснее будет". И оказалась права!

Так что у меня теперь установка на следующее занятие сделать несколько вещей, которые я давно хотела сваять из керамики - пёрышки и одутловатых птичек, осьминогов и винтажных ныряльщиков. А потом уже двигаться вот в этом направлении - я ведь теперь могу распросить у профессионала, как мне повторить такие формы и структуры, чтобы научиться самой и приступить к фигуркам собственного дизайна.

Софи Вудроу - я про неё здесь писала: http://conjure.livejournal.com/998912.html


Лорна Фрейзер - я здесь про неё писала: http://conjure.livejournal.com/1001455.html


Кстати, всего за 3 часа занятий я узнала вчера, как делаются вот эти вещи Паулы Валентим, которые я уже показывала здесь: Камни своими руками. Другое дело, что мне ещё надо много чему научиться, чтобы дойти до этой стадии "берём то и это и получаем".
Paula Valentim

Реально нужа гипсовая форма для двух частей камня. Сначала из куска глины раскатывается лепёшка, но такая, чтобы у неё была по всему формату одинаковая толщина. Для этого берём 2 рейки одинаковой толщины, кладём между ними кусок теста глины и раскатываем прямо поверх реек обычной скалкой.

Берём заготовленную гипсовую форму. Кладём на дно листик или цветочек. Берём раскатанную лепёшку и вминаем её аккуратно в подготовленную гипсовую форму, лишние края аккуратно обрезаем ножом. Гипс впитывает в себя всю лишнюю влагу, глина быстро отстаёт от формы. Листики можно просто убрать, когда вынимаешь объект из формы. Они работают в данном случае как штамп.

Две части будущего камня промазываем шликером - своего рода цемент: раствор из глины, небольшого количества уксуса и воды. Разглаживаем края, даём предмету подсохнуть, отправляем в печь (про градусы я ещё не в курсе, т.е. при какой температуре обжигать). Когда знаешь и умеешь - ларчик просто открывается. Ещё бы научил кто-то выливать гипсовые формы. Никто не хочет меня в ученики? Я хорошая :-)


Подборка моей керамики и мысли о ней по тегу: керамика
Tags: керамика, об учёбе, разные культуры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments