{Natalie Ratkovski} (conjure) wrote,
{Natalie Ratkovski}
conjure

Category:

Тонкости коммуникации: модель четырёх ушей

Мы часто удиляемся, что вроде бы рассказали человеку "чёрным по белому" что к чему, а он нас всё равно не понял. Или же понял, но как-то превратно.

Просто разговаривать или объяснять никогда не получается. Спроси у четырёх слушателей о содержании речи оратора, и тебе перескажут четыре отличные друг от друга версии. (Поэтому детективы относятся подозрительно к разным свидетельским показаниям, которые повторяются слово в слово :-))

Если вы ещё ничего не слышали о знаменитой модели "Четырёх ушей" немецкого психолога Фридемана Шульца фон Туна, вам будет интересно узнать, где обычно кроются проблемы коммуникации - почему мы так часто слышим, но не понимаем друг друга. В Германии эта модель, как оказалось, известна в общем-то любому немецкому школьнику - часть школьной программы при изучении немецкого языка (немецкий + коммуникация). Я же, например, узнала о ней совершенно недавно, и многое для меня стало на свои места.

Vier Ohren Modell :-)

По Шульцу фон Туну каждый из нас воспринимает информацию по одному (или нескольким) из четырёх каналов (слышит каким-то одним из 4х ушей, но никогда всеми четырьмя). Т.е. любая информация может иметь как минимум 4 уровня интерпретации.

Мы можем понимать сказанное на объективном (функциональном) уровне, на эмоциональном (когда мы соображаем, как человек к нам относится), можем ощущать слова как призыв к действию или пытаться анализировать, что собеседник сообщает о себе. В зависимости от того, какой канал у нас настроен более тонко, мы и воспринимаем то, что слышим в разговоре.

Я так поняла, что эти "уши" срабатывают по-разному и в зависимости от ситуации.

Например, если мне говорят, что у меня ошибка в тексте, я её с радостью исправляю, потому что воспринимаю информацию на чисто функциональном уровне. У меня нет впечатления, что собеседник хотел продемонстрировать своё превосходство или как-то оскорбить меня. Здесь у меня срабатывают два уха: ухо призыва к действию (исправить ошибку) и функциональная информация (наличие ошибки).

А вот если соседка приходит ко мне и рассказывает, что мой сын баловался у неё в гостях, я всё же больше прислушиваюсь ухом эмоциональным (лжёт человек или говорит правду, настроен ли глобально позитивно и т.д.) и ухом, которое анализирует его картину мира (что она хочет сообщить мне о себе и своей позиции). Здесь мне в общем-то всё равно, к чему она меня призывает по отношению к моему ребёнку, и что он действительно там испортил (увы - это дети, они все такие и вечно что-то ломают в гостях).

Говорят, что метод Шульца фон Туна очень помогает на рабочем месте - в коллективе. Потому что когда ты точно распознаёшь, на какой волне вещает собеседник, с большой вероятностью можно оценить без погрешностей, что он от тебя хотел и как его понимать. То же самое относится и к оратору. Потому что если ты говоришь с человеком по делу, т.е. на функциональном канале, а он скорее оценивает, как ты к нему относишься, - супа не сваришь.

-------------------------------
Книги Шульц фон Туна на немецком амазоне: Miteinander reden, 1 Störungen und Klärungen, 2 Stile, Werte und Persönlichkeitsentwicklung, 3 Das innere Team und situationsgerechte Kommunikation
Официальная страничка автора: Schulz von Thun
Для иллюстрации я вдохновилась chalk lettering.
Tags: мои иллюстрации, отличные книги, помоги себе сам, правила хорошего тона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments