?

Log in

Previous Entry | Next Entry

О, Муза! Один из знакомых как-то спросил меня шутя, как я вижу свою Музу (Игорь, привет!). На ум мне пришло нечто сюрреалистично-абсурдное – черная кошка с апельсином вместо головы. Я не верю в Музу в ее традиционной форме – капризное воплощение вдохновения и творческого подъема, сваливающееся как снег на голову несчастному и заждавшемуся ее творцу. Меня всегда весьма угнетало представление об ожидании милости со стороны некой дамы с крылышками, или в моем случае кошки с апельсиновой головой, которая в удобный ей момент рано или поздно протянет руку помощи (только почему-то на весьма короткий момент, за который важно не сойти с ума и успеть все сделать). Ни вдохновение, ни творческий подъем, ни следующая им продуктивность не сваливаются как снег на голову. Они являются результатом кропотливой работы: анализа, сбора и систематизации окружающей нас информации. Это процесс, который, как и все остальное на этом свете, невозможно контролировать на все 100%, но вполне возможно направить в правильное русло, чтобы дамы с крыльями и кошки в апельсинах не уходили и приходили, когда им заблагорассудится, а усаживались поудобнее рядом с работающим над визуализацией образа или идеи. Муза не уживается с модой и сиюминутными порывами, её стихия – оригинальные решения. Тогда она не может уходить и приходить, когда ей вздумается, потому что оригинальные решения – это продукт постоянной, непрерывной работы над проблемой.

Каким же образом можно приучить свою музу к порядку? Для начала глубоко вдохнуть и выдохнуть, ведь перед Вами лежит нелегкий, но весьма увлекательный путь. Вторым делом можно избавиться от ряда заблуждений, в которые принято верить.

Традиционные схемы мышления, как и системы ценнойстей, правила и нормы поведения не всегда оказывают нам только хорошую службу. Они бесспорно важны, но к счатью не единственные точки опоры в жизни. Для творческого человека существует реальная опасность зациклиться, придерживаясь традиционных взглядов на вещи. Эдвард де Боно считается во всем мире одним из ведущих учителей, проповедующих альтернативное мышление. Он разработал целый ряд техник, позволяющих освободиться от стереотипов. Меня поразила простота его послания: в обычном понимании альтернативным решением проблемы считается решение, лучшее существующему. Если разобраться, то альтернативным назвать его трудно. Т.к. в лучшем случае - это второй вариант после первого существующего. Когда же за альтернативу принимаются все возможно существующие развязки, вне зависимости, хороши они или плохи, целью поиска становится пересмотр устоявшихся стереотипов, а не охота за первым лучшим вариантом. И уже перебирая все возможные решения, выбирается самое лучшее из них, которое можно осознанно называть альтернативным.

Эдвард де Боно призывает ставить под вопрос каждое существующее решение проблемы, каким бы единственно верным и правильным оно не казалось. Само собой разумеется, что в реальной жизни нужно нередко слепо полагаться на то, что некоторые вещи такие, потому что они такие и есть. У человека просто нет времени ставить под сомнение каждую вещь на этом свете. И тем не менее каждая существующая предпосылка, например, что стол - это поверхность с 4-мя ножками, основывается на стереотипе, который в большинстве случаев поддается структурному изменению. Например стол в поезде не перестает быть столом даже не имея 4-х ножек. Цель параллельного мышления по Эдварду де Боно заключается в том, чтобы обратить внимание творческого человека на такую простую вещь, что нет ничего неприкосновенного, и каждый взгляд на вещи является лишь одним из множества возможных.

Простой пример. Каждый из нас, оказавшись в чужом городе, даже имея в своем арсенале карты, систему навигации и прочие чудеса современной техники, рано или поздно вынужден спросить у местного жителя, как ему пройти по необходимому адресу. Вежливый прохожий объяснит туристу, что нужно дойти до желтого дома и свернуть налево. Другой вежливый прохожий скажет, что нужно дойти до высокого дома с зелеными ставнями и свернуть налево. Дойдя до дома, после которого нужно повернуть налево, турист с удивлением заметит, что дом действительно не только желтый, но и высокий с зелеными ставнями.

В своей книге «Lateral Thinking. A Textbook of Creativity» Эдвард де Боно советует начать с альтернативных описаний какого-либо предмета, взяв для себя за правило, не останавливаться, пока не будут записаны как минимум 5 альтернатив.



Например, как можно описать приведенную выше фигуру? Де Боно приводит следующие описания: латинская буква L, угольник столяра, перевернутая виселица, половина рамки, два прямоугольника, прилегающих друг к другу, большой квадрат, из которого вырезали маленький.

Каким образом перевернутая виселица и угольник столяра способны помочь созданию интересной иллюстрации? Самым простым. Привыкнув всегда смотреть на вещи с разных сторон, Вы уже никогда не возьметесь за воплощение первой попавшейся идеи, пришедшей на ум.

Из спортивного интереса, я стала придумывать дальнейшие альтернативы описаниям, приведенным Эдвардом де Боно. Вот что у меня получилось: латинская буква I без засечек, к которой прилегает маленький квадрат; перевернутая кирилическая буква Г; четыре маленьких квадрата в одном большом, верхний правый белого цвета; диван в разрезе, вид сбоку; стрелка-указатель на юго-запад.

Такими простыми упражнениями можно научить себя думать разносторонне. Когда я первый раз увидела приведенную выше фигуру, все что мне пришло на ум, не заглядывая в подсказки, были латинская буква L без засечек и большой квадрат, из которого вырезали маленький. Сбитая с толку тем, что моему взору была представлена геометрическая фигура, я начала мыслить только исключительно в геометрическом направлении, напрочь забыв о том, что еще и в быту или на улице существует масса предметов, напоминающих ее. Прочитав пример де Боно и осознав, насколько большими кругами он очерчивает свой поиск альтернатив, уже при попытке описать следующую фигуру я не смогла думать узконаправленно.

В своей книге де Боно постепенно увеличивает нагрузку, предлагая читателю описать более сложные формы, например полулитровую бутылку молока с четвертью литра воды в ней. Оптимист скажет, что бутылка отчасти наполнена, в то время как пессимист будет склонен назвать ее полупустой. С графическими изображениями задача снова усложняется, и в то время как один наблюдатель постарается описать основное действие на картинке, другому будет более мил подход, в котором описываются второстепенные происшествия. Задача творческого человека заключается в том, чтобы уметь в одном лице побывать в роли различных наблюдателей и заставить себя взглянуть на вещи разносторонне. Тогда и не за горами рутинированный подход к необычным графическим решениям, когда например даже такое иконизированное произведение как «Явление Христа народу» будет изображено более чем оригинально, если зритель увидит его глазами мишки в сосновом бору или пришельцами с Марса, наблюдающими за событием из космоса.

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
yapanda
Apr. 16th, 2009 01:56 pm (UTC)
Ни разу не пришло в голову, что это буква L ))))

первое, что подумалось, вроде было сиденье в поезде )))
conjure
Apr. 16th, 2009 07:23 pm (UTC)
а я эту L, как увидела, еле отказалась потом от мысли все время буквы алфавита отсекать или переворачивать.

а 5 альтернатив придумали? ;-) сиденье в поезде - раз...
yapanda
Apr. 17th, 2009 07:51 am (UTC)
2) Дырка в стене, откуда кирпичи вывалились
3) печь русская с трубой, на которой Иванушка-дурачек катался
4) детские кубики
5) стрелка дорожных работ
juliana_ashy
Apr. 16th, 2009 02:53 pm (UTC)
перед прыжком с вышки в бассейн...
conjure
Apr. 16th, 2009 07:22 pm (UTC)
главное, чтобы воды в нем достаточно было и высота для прыжка не больше 10 метров )
artannika
Apr. 16th, 2009 03:08 pm (UTC)
Как здорово-то! спасибо!
conjure
Apr. 16th, 2009 07:21 pm (UTC)
могу еще несколько упражнений из учебника подкинуть, если интересно. например, как разделить квадрат на 4-ре равные части. я сходу всего 3 решения придумала, устыдилась, когда увидела, сколько их оказывается.
artannika
Apr. 18th, 2009 07:06 am (UTC)
Конечно, интересно! А в русском варианте эту книжку где-нибудь можно отыскать?
conjure
Apr. 18th, 2009 08:59 am (UTC)
Я где-то видела недавно кажется в сообществе design_books рекламу перевода его "Шести шапок". В принципе это уже конечно продолжение той книги, о которой я говорю, но я больше чем уверена, что там тоже есть такие "начальные" упражнения. Вопрос еще конечно, насколько хороший перевод. Я читаю на немецком, перевод так себе, но мысли ясны.
tukki
Jun. 11th, 2011 02:11 pm (UTC)
вот тут можно скачать и его латеральное мышление и другие книги. Я тоже озадачилась вопросом и вот нашла :) Делюсь.

http://www.flibusta.net/a/48105

Ушла читать :)
artannika
Jun. 11th, 2011 02:13 pm (UTC)
спасибо большое:)
alen4a_b
Apr. 16th, 2009 04:13 pm (UTC)
штуки
интересно, спасибо=) очень полезное упражнение. я иногда эксперементирую подобным образом со словами, получаются очень забавные штуки)
conjure
Apr. 16th, 2009 07:19 pm (UTC)
Re: штуки
правда забавно, я вспомнила как мы в детстве в "города" или "имена" играли. я больше всех имен знала, у меня словарь 60-какого-то года был, где все славянские имена СССР перечислены были и я его постоянно листала :-)
ex_versia
Apr. 16th, 2009 04:59 pm (UTC)
очень интересно и полезно, спасибо=)
conjure
Apr. 16th, 2009 07:24 pm (UTC)
а какие альтернативы у Вас к фигуре ;-)? список в студию!
ex_versia
Apr. 16th, 2009 07:30 pm (UTC)
Сначала я тоже застопорилась, но подумала, что раз написано "пять вариантов", значит нужно пошевелить мозгами. Буква L, уголок-линейка, буква Г =), фигура из тетриса и детский кубик.
conjure
Apr. 16th, 2009 10:17 pm (UTC)
кстати, хорошо, что вы про тетрис подумали. де Боно советует не вдаваться в сильную детализацию. у меня тоже была мысль с тетрисом, но я по своей педантичности стала искать что-то более четкое по определению. меня всегда смущает сторона вопроса таких описаний, поймет ли мое описание человек, который не видит фигуру. во время моей учебы у нас часто такие эксперименты на истории искусства были, когда в паре нужно было по описанию картины напарником нарисовать эскиз произведения.

в общем боязнь сильных абстракций - это ограничение в моей голове, с которым еще предстоит бороться.
kukkaaa
Apr. 16th, 2009 07:49 pm (UTC)
я послушалась и составила 5 альтернатив :D. И ДВЕ из них совпали с Вашими :D
Вот мои ассоциации (конечно, самое трудное было "увидеть" последнюю :D):

1. квадрат без четветого элемента
2. птичка, летящая на юго-запад
3. диван в поперечном сечении
4. кусочек плюса (верхний и правый конец + серединка)
5. прямоугольное озеро

Спасибо за пост :).
/me - ушла искать книгу ^_^
conjure
Apr. 16th, 2009 10:20 pm (UTC)
рада, что понравилось играть в алтьтернативы ) книга потрясающая, ее, как мне кажется, нужно постоянно на столе иметь.
kukkaaa
Apr. 17th, 2009 06:52 am (UTC)
а еще - не представилась, когда в друзья добавляла :). Катя :) Очень понравился Ваш дневник, буду следить ;)
conjure
Apr. 17th, 2009 12:10 pm (UTC)
приятно познакомиться и спасибо.
synplotnika
Apr. 17th, 2009 06:16 am (UTC)
1. речка сломалась
2. в слове "бескконечность" нет буквы L, но бездна голубого (т.е. да буква)
3. Угол белого дома на ул. Голубой
4. толстая голубая птица. ветер подул слева, наклонив ее
5. набросок Малевича. Полушаг до черного квадрата
conjure
Apr. 17th, 2009 12:09 pm (UTC)
полушаг - зачетный :-)
soloalien
Apr. 21st, 2009 10:49 pm (UTC)
О, на ум пришли ассоциации:
1. Три четверти квадрата.
2. Секция ступеней лестнициы.
3. Деталь от лего.
4. Уголок для крепления рамы.
5. Упор слота для оперативной памяти :)
madame_prokopen
Apr. 26th, 2009 02:18 pm (UTC)
похоже на упрощенное квадратизированное сердце, положенное на бок, на ступени составленные из равных квадратов, на два квадрата - голубой и белый, одинаковые по размерам, наложенные друг на друга со смещением, так, что левый нижний угол белого попадает в центр голубого, четыре ячейки, одна пуста, квадратная пасть то ли рыбы то ли диназавра:), схематическая нога (ступня и голень в профиль(возможно сапог), галочка наклоненная на бок, и т.д., Ща посмотрим, как надо было думать...

Мда... Ну шо я могу сказать... То, чему учит товариЩ Де Боно проходят в школе изо и называется оно эскизы к композиции. Собственно с них начинается любая работа. Это один из способов мышления, характерный для рекламных агентов и вышивальщиц, когда перед человеком уже стоит определенная задача, к примеру иллюстрация на заданную тему, постер и т.п. и ему нужно наиболее ярко и нестандартно ее решить.

Проблема в том, что в искусстве это по-мойму только вторая половина вопроса, причем именно что вторичная, потому что этому можно просто научится, а вот научится задавать нетривиальные задачи и потом искать решения могут единицы. Если человеку визуальным языком нужно выразить некую идею или мысль (свою причем) как правило бессмысленно играть в эти кошки мышки, полезней для начала выносить мысль, потом отточить исполнение, а это уже само на интуитивном уровне сработает, при условии жесткой самодисциплины и отбора в сторону НАИБОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО. Как-то так, по-мойму.
madame_prokopen
Apr. 26th, 2009 02:44 pm (UTC)
походила-походила, еще допишу. Любая умственная работа , особенно вышеописанная, очень полезна вообще. То-есть даже если человек не художник и т.д. Так как это позволяет тренировать мозг, соответственно развивать и образовывать все новые и новые связи между нейронами. Собственно это одно из условий долголетия. С тем же успехом можно учить новые языки, стихи наизусть , что кому милее. И все будет на пользу. 15 минут в день на изыски значительно снижают риск разных там потерь памяти и т.д. в старости. Что немаловажно.
madame_prokopen
Apr. 26th, 2009 07:15 pm (UTC)
Ты права, но тут уже что у кого наработано, потом идет поиск нового, и каждый раз это новая ломка костей и мозгов:) То-есть как добится того же , но еще более простым, понятным, лаконичным языком. Но тренировка не помешает однозначно.
shutchi
Jun. 10th, 2011 04:54 am (UTC)
1. Вид на угловой дом сверху
2. Кнопочка из проигрывателя "следующий трек" (перевернутая)
3. Две птички, только одна голубая, а вторая белая
4. Бассейн
5. Две подставки для цветов - одна повыше, другая пониже.
6. Квадратный глаз со зрачком, смотрящиим вверх маленького пиксельного человечка.) Что-то уже немного бредовое начинается.)))

Интересное упражнение.) Сначала увидела только три квадрата, потом прочитала комментарии и очень подивилась, сколько всего можно найти в такой простой фигуре.
pingback_bot
Jun. 10th, 2011 08:21 am (UTC)
Несколько истин о фантазии
User orange_fire referenced to your post from Несколько истин о фантазии saying: [...] любым другим явлением. Урок на эту тему я писала здесь: http://conjure.livejournal.com/274401.html [...]
ru4ki_kru4ki
Jun. 10th, 2011 08:32 am (UTC)
Тоже решила попробовать. Вот что увидела:
1) Валенок
2) Кусок водосточной трубы
3) Кресло
4) Завод с трубой
5) Синие джинсы

Отличное упражнение!
netti2
Jun. 10th, 2011 09:09 am (UTC)
А еще эта фигура похожа на стрелки часов и показывает 12:15 :)
ziarel
Jun. 29th, 2011 07:17 am (UTC)
или 3 часа :)
pingback_bot
Jun. 10th, 2011 06:13 pm (UTC)
Несколько истин о фантазии
User qwent referenced to your post from Несколько истин о фантазии saying: [...] любым другим явлением. Урок на эту тему я писала здесь: http://conjure.livejournal.com/274401.html [...]
pingback_bot
Jun. 10th, 2011 08:37 pm (UTC)
Несколько истин о фантазии
User triviana referenced to your post from Несколько истин о фантазии saying: [...] любым другим явлением. Урок на эту тему я писала здесь: http://conjure.livejournal.com/274401.html [...]
Елена Лапшина
Feb. 17th, 2013 11:53 am (UTC)
1. Угол оконной рамы
2. План квартиры, фрагмент угла
3. Фото ступенек пьедистала для призеров ( одну обрезали )
4. Схема для вышивки (фрагмент)
5. Японский кроссворд (фрагмент)

Натали, спасибо за интересный и полезный блог!
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel