?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Всем героям моей новой книги с рабочим названием "Поговори с художником" я задала вопрос о критике - нужна ли она, когда она продуктивная, а когда напротив - выбивает из колеи и лишает радости творчества.

Любопытно, что почти все художники, дизайнеры или модельеры "старой гвардии" вдохновенно рассказывали о том, что им недостаёт критики, и её обязательно должно быть много, чтобы человек развивался. При ближайшем рассмотрении оказалось, что и под словом 'критика', и под тем, как её получать, каждый понимал что-то своё.

Во-первых, оказалось, что больше критики желали все те, кто отключён по каким-то причинам от сетевой социальной жизни. Иногда плотный рабочий и жизненный график диктует свои условия, когда просто не остаётся жизненных сил на активность в интернете. Иногда в силу возраста люди оказываются вне сетевых обсуждений их творчества, потому что понятия не имеют, что такое ЖЖ, Фейсбук, Инстаграм и прочее. Спасибо, если хотя бы письмо какое по электронной почте отправить могут. Поэтому часто случается так, что единственные критические голоса, какие они слышат в адрес своего творчества - редкие заметки о них в газете по поводу новой выставки или свеже выпущенной книги. В крайнем случае замечания галериста или артдиректора, чаще замечания домашних. Глубочайший офлайн и аналог, как я недавно услышала в одной передаче. Старогвардейцы не знают, что такое shitstorm, они освобожденны от обязанности выслушивать почти ежедневные замечания о себе и своих работах от каждого пробегающего мимо случайного человека. Можно даже позавидовать их сложившейся информационной блокаде. Логично, что им хочется больше критики. Вот только какой?

Им правда нужно, чтобы какой-то совершенно посторонний человек пришёл и написал:"У вас тут в работе две ошибки. Ищите!"? Или:"Следите за анатомией, у вас рука съехала". Или:"Не втыкает". Или нужны ли им проявления откровенной копролалии - циничная и нецензурная брань при обсуждении работ? Конечно же ничего подобного никто из них не хотел. На самом деле все желали совсем другого, а имменно фидбека (feedback) - обратной связи, которая никак не связана с порою хамскими высказываниями о промахах в работе с переходом на личность художника. Понимаете, куда я клоню?

Критика, о которой так много говорится и пишется, и о которой так горячо мечталось героям моей книги, - на самом деле должна быть обратной связью с другими людьми, будь то друзья, почитатели, потребители или противники. Было бы приятно, если бы она содержала в равной степени не только замечания, но и похвалу, а так же предложения по улучшению, почтительное отношение к труду и личности человека без желания возвыситься за его счёт. Вы можете возразить, что желающих высказывать подобную конструктивную критику - единицы. Кому охота тратить столько времени? Но тогда зачем вообще высказываться? На мой взгляд именно полная, конструктивная критика с оценкой положительных и отрицательных сторон позволяет не только автору, но и комментатору вынести что-то для себя и выйти на новую ступень развития.

Я уверена, что большинство художников сами видят недостатки или как минимум догадываются о них, а вот хорошие стороны и находки задвигают. Что само по себе нонсенс. Ведь что же получается? Что в процессе нас интересует только то, что получается плохо, а хорошее как будто само собой далось? Как бы ни так! Поэтому так важно отмечать хорошие стороны в работе. Именно они продвигают художника и дают веру в себя.

Так же нельзя забывать, что то, как именно высказываются замечания и предложения - форма послания, имеет такое же значение, как его содержание.

Высказаться о недостатках и ругать в разы проще, чем провести полный анализ. Пережитки эволюции, если хотите. Так же, как мы в первую очередь взвешиваем ситуацию вокруг себя на предмет потенциальной опасности, при созерцании каждой новой работы, будь то иллюстрация, книга или фильм, в первую очередь срабатывает ментальный эхолот на предмет недостатков. У некоторых, правда, происходит некая зацикленность на недочётах, и люди перестают наслаждаться жизнью, потому что во всём ищут и находят только плохое. Но это уже другой разговор, собственно. Сегодня речь пойдёт о том, как высказывать и воспринимать критику правильно. Я подготовила серию постов об этом с ссылками на компетентные источники, с которыми работала, и хочу возобновить рубрику "Прошу совета". Но пока слово вам.

Как, какими словами и в каких ситуациях, на ваш взгляд должна высказываться критика так, чтобы она действительно помогала развиваться. Когда, на ваш взгляд, стоит отказаться от критики и что именно испытываете вы, когда говорите кому-то другому о недостатках в их работе?

Marine Oberhausen

Recent Posts from This Journal

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
6ruk
Apr. 29th, 2017 03:44 pm (UTC)
Когда я работала в издательствах, вокруг были коллеги график-дизайнеры, компетенцию которых я знала и доверяла их мнению. Говоришь, допустим: "Слушай, кручу эту обложку, глаз замылился, посмотри что не так?" И коллега говорит: "Вот тут у тебя косяк, вот тут отличная находка, шрифты нормуль, а фон лучше поменяй". Я могу согласиться, могу и нет, но в любом случае это полезное мнение. Три важных условия: оно было высказано по моей просьбе чтобы мне помочь, от компетентного человека и с аргументами. Это не критика, а анализ. Но умение видеть детали и сказать _почему_ что-то хорошо или плохо -- это профессиональный навык, он требует тренировки. Если человек не умеет анализировать, он говорит "просто нравится, и всё" или "это фигня", а если он еще и хамло -- то ругается и переходит на личности. :)

Помню эту рубрику, Натали, по-моему она была очень полезная как раз чтоб потренировать навыки анализа.
conjure
Apr. 29th, 2017 04:26 pm (UTC)
Согласна, что обязательное условие - попросить и получить совет от человека, чьему компетентному мнению доверяешь, а потом да, самому решить - принимать или нет совет.

Меня сейчас в "Рисовальном флешмобе" попросили возобновить эту рубрику, потому что многие стесняются прямо там по воскресеньям сказать, мол, подскажите, что не так. Думаю, что это будет отличная возможность. Потому что компания по идее та же - достаточно доброжелательная и приветливая.
voe_voda
Apr. 30th, 2017 08:37 pm (UTC)
Да, мне тоже это очень нравилось при работе в коллективе творческих людей, что есть у кого попросить и получить совет по теме.
dimrych
Apr. 29th, 2017 05:37 pm (UTC)
Критика - это искусство. Начиная с определения, точно ли этому человеку нужна критика. Очень трудно определить, что в данном случае нужно только славословие. Например, бездна таких блевничков тут, в ЖЖ. И что уж греха таить, именно искусство или история искусства.

А вообще критика должна быть подробна и компетентна, чтоб сам критикуемый понял, что накосячил. Должна быть по запросу, а не из серии бесплатных советов.

А иногда и не хочется метать бисер, если честно. Если текст самовлюбленный :)))
curioza
Apr. 29th, 2017 06:55 pm (UTC)
Мне в принципе не нужна критика от незнакомых людей.
Часто я сама знаю, где получились ошибки, например, съехали какие-то пропорции, когда стала работать в цвете акварелью по рисунку, что-то куда-то затекло и изменились акценты. Мне не будет никакого проку, если мне сообщат, например, что овалы кривые, если я сама сейчас в поиске, как не заливать криво краской свои овалы. И так во многом.

Критиковать могут учителя и те, кого попросили. Этих людей человек выбирает, и к такой критике и информации открыт, готов воспринимать, уточнять. Только так можно расти. Чтобы расти нужно участие: своё и другого человека.

Я обычно ничего не пишу, если кто-то обращается за оценкой к аудитории, а не ко мне лично. Потому что для критики нужно очень много времени, посмотреть другие работы, нужно знать цели, подумать, почему получается такая ошибка, какие возможности у автора есть, чтобы её избежать, нужно облечь всё это в понятные слова. Если есть внутреннее предубеждение, не хочется делать анализ, то оценка будет пассивно агрессивная, с налётом личного вкуса, который будет маскироваться под экспертность.

Если хочется критики (как тут писали в комментариях ко флешмобу), чтобы развиваться, лучше всего, на мой взгляд, спрашивать как можно справиться с какой-то проблемой, прицельно писать чего хотел достичь и где загвоздка. Тогда можно минимизировать товарищей с недержанием слов во рту:):)
Даже если сложно выделить задачу-проблему, можно попробовать сформулировать что смущает в готовой работе.
sivans
Apr. 29th, 2017 08:43 pm (UTC)
Я не художник в профессиональном понятии, я не дизайнер и т.д.. Заранее предупреждаю))
Пол своей творческой жизни боролась с навязчивой критикой. Но я не в тех местах раньше публиковала, критику не просила и да, рисую не как там тот_который_хорошо_рисует. ;)

1. Критика - хорошо, когда есть уважение к друг другу, когда у человека нет желания просто высказать своё фе фи и прочую ересь, только потому что он может. Такие комментарии могут оставлять за собой что совсем не смыслящие в творчестве люди, что достигшие каких-то высот. Это проявление гордыни, лично мною воспринимается в штыки(хотя не скажу что она 100% не принесёт пользу)
2. Надо знать где и у кого просить критику.
3. Надо всё же относится спокойно к критике и уметь уловить нужное. Люди говорящие нам гадости(даже когда им скучно и их гордыня перевешивает мозги), порой, просто натыкаются на наши острые углы, которые лучше бы нам сгладить. Бывает так же что просто такой человек не очень преуспел в нормальном общении или адекватном отношении к другим но знает толк в том что говорит.
4. Давая критику очень важно понимать что надо человека подтолкнуть развиваться и верить в себя и свои силы а не пнуть его в пропасть откуда он, якобы, должен искать лестницу. Очень много критикунов и не доброжелателей загубили нежные как ростки начинания в творчестве. За это надо, имхо, сажать или выдавать штрафы ;) Общество теряет ещё одно проявление творчества из-за таких умников.

Edited at 2017-04-29 08:46 pm (UTC)
aurling_art
Apr. 30th, 2017 02:07 am (UTC)
Расскажу, как было на Курсере на одном американском курсе по искусству. Для тех, кто не знает - на Курсере после просмотра лекций студенты обычно выполняют предлагаемые задания, а оценивают их случайные сокурсники. На том курсе задания были творческие, и проверяющим (по сути - критикам) настоятельно рекомендовалось следовать такой памятке конструктивной критики:
1. Подробно описать, что ты видишь на картинке.
2. Рассказать о своих ассоциациях.
3. Дать референсы, которые, как тебе кажется, дополнят или разовьют идею автора.
Таким образом автор оказывается защищен от ленивой поверхностной критики. Но это работает только для идейной, не технической составляющей.
nimeo
Apr. 30th, 2017 02:24 am (UTC)

Думаю, самое ценное - это очищенная от эмоций, описательная критика, в духе "сделан яркий акцент вот тут, а здесь неудачные пропорции".

artdeco
Apr. 30th, 2017 08:41 am (UTC)
Как мне кажется, критика должна быть полезной. Ну вот поставить себя на место автора и подумать, как можно эту работу улучшить, какие слова со стороны помогли бы.
То есть, критика должна быть предельно корректной и конкретной, и, желательно, не менее половины фидбэка о положительных сторонах работы.
Сама писать что-то о чужих работах не люблю. Вдруг человек приходил только за похвалить и расстроится.
(Anonymous)
Apr. 30th, 2017 10:55 am (UTC)
стараюсь критику воспринимать спокойно, но получается не всегда. иногда по вине собственной гордости, иногда - подача такая, не годная. но вообще да, идеальная критика - это та, о которой ты попросил саму конкретного лица.
luna_helga
Apr. 30th, 2017 03:53 pm (UTC)
человек который воспринимает критику-профессионал. Не воспринимает - любитель. В этом все различие.))
ofeliya666
Apr. 30th, 2017 04:34 pm (UTC)
Да уж, сложная тема конечно. Я бывает высказываю какое-то своё впечатление, и мне даже не кажется, что это критика, но люди некоторые обижаются. И я это сама как человек, который тоже этим же занимается, могу прекрасно понять (ты душу вкладываешь, а кто-то как потоптался грязными ногами), но какие-то вещи бывает выскакивают раньше, чем мне удаётся их нормально сформулировать. Особенно когда кажется, что с человеком на одной волне, и расслабляешся, не прогоняешь через внутренний фильтр. Стараюсь в общем молчать)

Со своей стороны я не буду оригинальна, когда скажу, что критики (то есть адекватного отзыва) хочется от компетентных людей и тогда, когда сама попрошу. Или хотя бы что-то из этого одно. Если бы мне без спроса кто-то, чьи работы я считаю очень хорошими, написал, что можно было бы сделать, чтобы улучшить (без формулировки "это всё убого"), я бы это восприняла нормально. Злит, когда с критикой лезут те, кто и не близко этим не занимается, человек не в курсе, какие задачи я ставила, чего хотела добиться... Я соглашусь тут с коментами, что большое количество ошибок мы и сами знаем. Если у человека беда с пропрциями например, или объём показан неудачно -- я часто это вижу, просто рука за глазом не успевает по уровню, и всё равно понимаешь, что тут уже лучше на данный момент не сделаешь. Когда просишь оценить людей, которые далеки от сферы, обычно цель -- узнать, как воспринимается среднестатистическим человеком что-то, не считывает ли он например какую-то символику или образы, которые туда не закладывались.

А с другой стороны вот что интересно. Когда потребителю не нравятся например иллюстрации к книге, имеет ли он "моральное право" в интернете на своей странице или в ветке обсуждения высказать это самое мнение, что на его взгляд вот это и это плохо? Вроде бы наверное имеет. Но как-то неудобно это и некорректно выглядит.
kostuhina
Apr. 30th, 2017 11:49 pm (UTC)
Может, немножко не в тему, но я вот, например, категорически против критики, пусть даже профессиональной и с полным детальным анализом, там, где работы выставляются на обозрение потенциальному покупателю. То есть есть личные блоги, есть проф.сообщества - там это остается на усмотрение участников, есть даже куча сообществ именно для этого. А вот когда кто-то выставляет работу на продажу и к ней тут же прицепляется комментарий "спеца" - это, я прям считаю, моветон и вообще.

А вообще, с критикой, мне кажется, и с любыми советами - если уж не терпится выразить, то только лично. Но вообще-то, непрошенного - и не надо)

Я прошу иногда "свежего взгляда" у людей, даже не коллег, когда мне самой кажется, что чего-то не хватает работе, или в чем-то сомневаюсь. Ну и соответственно - если спрашиваю, заранее готова услышать все что угодно. А вот принимать к сведению, или нет, уже по ситуации.
sciuro
May. 1st, 2017 10:25 pm (UTC)
Критика как озарение редко бывает удачной и часто наносит больше вреда. Конечно, можно привести умозрительный пример, когда мимопроходящий художник видит чужую картину и одним метким комментарием выводит автора из кризиса и открывает ему новые горизонты, но в жизни так навряд ли будет :) Поэтому для максимально достижимого КПД критики у критикуемого и рецензента должно быть предварительное взаимопонимание о контексте - над чем работал автор, где его поле для эксперимента, где его осознанный предел возможностей на данный момент; или же - в чем конкретном рецензент съел собаку и может максимально помочь автору раскрыть свой потенциал. В этом смысле обсуждения в соцсетях требуют очень жесткого формата и модерирования. Но результат, я думаю, того стоит.
sciuro
May. 1st, 2017 10:30 pm (UTC)
Хотела отдельно сказать про "большинство художников сами видят недостатки или как минимум догадываются о них" - я вижу обратные примеры. Ты знаешь, я варюсь в каллиграфическом сообществе, и вот там у очень большого процента авторов все скорее плохо :( и они прекрасно умудряются этого не замечать годами! Я не говорю о студентах, я о тех, кто и на заказ работает, и выставляется, и учит :(
Другой вопрос, что и они не подписываются на непрошеные рецензии, и не должны в них окунаться, выходя в люди, какими бы криворукими они ни были. Кто хочет, тот спросит.
rin_rei
May. 2nd, 2017 06:42 am (UTC)
В рисовальном флеш-мобе участвую заочно, т.к. рисунок очень слаб и показывать его широкой аудитории стесняюсь. Но критику (конструктивную) уважаю. Даже если поначалу воспринимаю в штыки. Даже если бывает обидно, что я тут такой шедевр для своего уровня наваяла, а в нем косяки. :) За советом обычно обращаюсь к подруге. Она более подкована в области рисунка. Дойду до курсов - буду прислушиваться к преподавателю и тем, кто рисует рядом.
За время общения в соцсетях и попыток комментирования (уважительного и конструктивного, как мне казалось) заметила две вещи:
1. То, как видит работу создатель, и то, как ее вижу я две большие разницы. Автор говорил об одном, и с его точки зрения работа завершена. А я обратила внимание на второстепенный акцент и для меня работа не закончена.
2. Как бы предельно уважительно и конструктивно (с моей точки зрения) не было высказано замечание, есть вероятность, что его прочитают со знаком минус. Невзирая на смайлики. Все зависит от настроения читающего и его восприятия мира на данный момент. Это я замечала также читая переписку других участников беседы. С моей точки зрения все нормально, а они уже ругаются.
Мне очень нравился разбор работ в фотошколе. Не допускались выражения "плохая работа" или "неудачная работа". Приветствовалось "мне нравится" и "мне не нравится". Что выражает личное отношение, а не "абсолютную истину", как в первом случае. И разбор фотографии велся по пунктам
- параметры съемки
- свет
- композиция
И можно было высказать свое мнение и выслушать мнение автора, почему сделано именно так.
Конечно, в живой беседе это проще, чем в переписке.
oko21
May. 6th, 2017 10:35 am (UTC)
Я думаю, что эти слова хорошо отвечают на ваш пост:
Двадцать лет назад я сидела вместе с подругой в мексиканском ресторане. Ни с того ни с сего она спросила:
— Лиз, можно я кое-что скажу? Ты только не обижайся…
В двадцать я была значительно глупее.
Я согласилась.
— Конечно, расскажи, — ответила я.
Подруга достала из сумочки нож и воткнула мне его в грудь. Опыт у неё явно был, потому что нож беспрепятственно вошел между ребер.
Метафорически.
Она сказала, что я эгоист и лентяйка. Что я никогда не заработаю на жизнь писательством. Что никому в нашей компании не нравится мой парень. А, и ещё: у меня плохая прическа. Такая прическа не идет людям с большой челюстью (?).
Я не знала, что и сказать.
Пытаясь восстановить дыхание, я, как раненое животное, смотрела на хищника.
Подруга отодвинула мою тарелку с недоеденным фахитас и положила свою руку на мою.
— Кто ещё тебе скажет правду? Только я. Все тебе льстят из вежливости.
В двадцать я была значительно глупее.
Я поверила.
Мы дружили ещё лет пять — и всё это время она умудрялась давать мне свои жестокие, колюще-режущие, влиятельные советы о том, как мне следует себя вести. Более того, я с готовностью приходила к ней за советом в самые трудные моменты, поскольку была уверена, что она действительно говорит мне правду.
Тогда как её правда значительно отличалась от моей — и со временем профессиональный успех научил меня отличать жестокость, замаскированную под заботу, от полезных советов.
Моя подруга ошиблась: я зарабатываю на жизнь писательством. И это означает, что мне пришлось поработать над умением воспринимать критику.
Со временем я усвоила, что не всю критику стоит принимать близко к сердцу. Мне удалось вычислить, какими должны быть люди, которым я захочу показать черновик или рассказать о важном.
Для этого я должна четыре раза ответить «да».
Вот на какие вопросы:
1. Доверяю ли я вкусу и мнению этого человека?
2. Понимает ли он, к чему я стремлюсь и что хочу создать?
3. Считаю ли я, что этот человек искренне желает мне успеха?
4. Способен ли он донести правду бережно и уважительно?
Если я не могла ответить «да» четыре раза подряд, я не показывала человеку то, что было для меня уязвимым. И последний вопрос оказывался самым важным — даже если на все остальные я отвечала «да», он часто становился причиной, по которой я не сближалась с кем-нибудь творчески.
И вот почему: если человек говорит вам «не хочу тебя обидеть, но…», как правило, он хочет вас обидеть.
Правда, сказанная бережно и уважительно, улучшает то, что я делаю. Жестоко поданная правда заставляет меня захотеть залезть под стол и ничего больше не писать.
Со временем я заметила, что эти четыре вопроса так же хорошо помогают разобраться в личной жизни. Если я не могу ответить «да» четыре раза, я не буду впускать человека (каким бы он замечательным ни был в остальном) в свой близкий круг.
Когда в моем близком кругу оказались люди с четырьмя «да», моя жизнь стала радостнее, продуктивнее и счастливее.
Когда та подруга снова спросила «Лиз, можно я кое-что скажу? Ты только не обижайся…», я ответила отказом. Бережным и уважительным отказом.

(Элизабет Гилберт).

( 17 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel