?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В моей новой книге с рабочим названием "Поговори с художником" есть глава о пользе и вреде блогов и о том, как художники подают себя, какой сценический образ себе придумывают и насколько потом последовательно придерживаются его. И поступать ли по велению ума, если речь заходит о профессии, или по велению сердца.

С тех пор, как я стала обращать внимание на то, что некоторые люди в реальной жизни сильно отличаются от того сценического образа, который они искусственно создают, поняла что внутренне осуждаю их и ничего не могу с этим поделать. С другой стороны постоянно спрашиваю себя, почему я, собственно, так категорична? Ведь никого же не смущает, что актёры в реальной жизни не имеют ничего общего с теми персонажами, которых они проживают на сцене или перед камерой. Там у них работа, за которую платят, а тут жизнь. Так а почему художнику нельзя? Художник - такая же творческая профессия, как актёр. Или нет?

Например, я знакома с человеком, который в жизни очень раздражительный, вспыльчивый. Но если посмотреть на его блог и на то, как он презентирует свои работы - ни за что не поверишь, что у человека там шквал эмоций в реальной жизни и склонность к резкости и даже физической грубости. Потому что работы тюк-тюк-тюк разложены аккуратненькими рядочками - ворсинка к ворсинке. И только нетерпеливые, резкие мазки выдают истинный характер человека. Это сколько же жизненной энергии надо тратить на то, чтобы маскировать свою истинную суть. Страшно подумать. Но кто сейчас приглядывается к этим мазкам? А ухоженность блога подкупает! Ну и потом, как ему быть? Показывать всем своим видом, что он неадекватный? Работе это не поможет.

Или человек приходит на пленэр с готовой работой, вытюканной по фотографии в ателье. Но для фотографии в блог садится картинно позировать с готовой работой. Как будто он вот тут с натуры на коленке сел и выдал сразу уровень. И я понимаю, что раздражаюсь на таких товарищей, потому что сама честно показываю, что в полевых условиях за 20 минут получилось так-то, а дома в ателье уже нормально работалось. Но разве меня кто-то об этом просит? Да и задачи у меня другие. Но потом неосведомлённый народ заглядывает в блог и говорит, мол, вы посмотрите, какой уровень человек выдаёт и так всегда! А всегда там совсем другое, которое человек спокойно никому вообще не показывает - имеет полное право.

Или вот был у меня такой случай, когда я и две другие художницы рисовали по морозу и снегу некую скульптуру. Туристы толкали нас со всех сторон, музыка какая-то противная орала, но я единственная закончила рисунок от и до тут же на месте. Поймала и пропорции, и отражения, и атмосферу. Остальные не успели за отведённое время или были слишком раздражены ситуацией, чтобы спокойно завершить набросок. Позже они исправили и завершили свои рисунки дома по фотографии. Сделали хорошие, полноценные работы. И когда наши результаты стали в один ряд, сложилось такое впечатление, что я единственная выполнила зарисовку небрежно. Во всяком случае мой рисунок с натуры, пусть и правильный-красивый, всего двумя карандашами проигрывал работам, детально проработанным в цвете. Но никто ведь не оговаривал "правила игры". Ну да, все теперь думают, что мы работали одновременно с натуры, вместе мёрзли и страдали, и такой результат у всех разный вышел. Но я-то знаю, что я умею работать в экстремальных условиях и делаю это хорошо. А у других были другие задачи.

А как быть со случаями, когда человек в реальной жизни живёт в полнейшем хаосе на социальное пособие - ни работы, ни семьи, ни нормальной жизни. Но наружу товарищ рассказывает, что мега-успешный, весь из себя семьянин (хотя дети с ним даже не живут). Для восхищённой публики разгребается уголок стола, делается вкусная фоточка и выкладывается в интернет. На публике человек весь такой милый, организованный, трудится как пчёлка день и ночь. При этом у вас настоящая интересная жизнь. И вы действительно успешны, но вам постоянно ставят в пример товарища на социальном пособии. Потому что мало кому известно, что там полнейшая катастрофа в жизни. И только угрюмые, депрессивные работы с болезненно искажёнными пропорциями выдают истинное положение вещей. Но и тут ответ один - каждый сам выбирает себе дорогу. Кому-то лучше быть, а не казаться. А кому-то наоборот.

Можно подумать, что это только современные художники грешат двойной жизнью - на публике в интернете и отличной от неё реальной жизнью. Но нет. Присмотритесь к портретам каких-нибудь художников импрессионистов. Жара, пыль, а они стоят в чёрных костюмчиках с кистью в руке. При этом настолько неестественно выгибаются из-за мольберта на свою модель, что подзатыльник дать хочется:"Та сядь же ты прямо, ирод, и мольберт перед собой ровно поставь, как все нормальные люди!"

На фото слева Клод Моне за работой над своими знаменитыми кувшинками. В чёрном костюмчике, маслечком работает, ага. Или Камиль Писсаро (справа), который в полном обмундировании, включая шляпу, в ателье сидит и якобы ваяет. Умом же мы понимаем, что фотографии - постановочные. Нам продают образ, а не истинное положение вещей. Однако мы успешно игнорируем тот факт, что в жизни же явно всё иначе.



Но может так и надо? Видимо на этот вопрос каждому придётся ответить самостоятельно. Потому что всё равно каждый будет поступать так, как ему позволяет совесть. Для себя же я знаю точно, что тот день, когда я приду на тот же пленэр с готовой работой, вытюканной в ателье, и выдам её за сделанную на месте, со мной как с художником всё кончено. Пока я и без сценического образа достигла того, чего достигла. Но, возможно, этого можно было бы добиться куда легче и быстрее при должном подходе? Не знаю, но пробовать уже не хочу и не буду. А вам придётся самим решить, как быть ;-)


Слева Леонор Фини, справа Тамара де Лимпика

Recent Posts from This Journal

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
galina_rm
Nov. 13th, 2016 06:38 pm (UTC)
Если Вам комфортно без всяких сценических образов, значит Вам и не нужно ничего придумывать! Обычно фантазиями заполняют пустоту. Самодостаточный человек не будет придумывать миф о себе.) Это мое мнение.
kostuhina
Nov. 13th, 2016 08:25 pm (UTC)
Золотые слова, согласна!
Хотя, думаю, вполне могут существовать профессии, где образ надо создавать и он важен, но вот для художника и его успешности - зачем? Больше всего о человеке говорят работы, а не постановочные фото.
solo_para_leer
Nov. 13th, 2016 06:41 pm (UTC)
портрет Леонор Фини - очень и очень постановочный.. попробуй как писать маслом в таком белом и складчатом...
conjure
Nov. 13th, 2016 06:45 pm (UTC)
Там ещё и чистые баночки с кистями по шлейфу проставлены :-) Артистка! :-)
kubasse
Nov. 13th, 2016 07:21 pm (UTC)
А я спокойно к такому отношусь. Вот взять меня. В жизни я такой сонный увалень, а в блоге у меня появилась возможность открывать свои неизведанные энергичные и чокнутые стороны, не испытывая чувства неудобства - никто меня не знает, никто не тычет пальцем. И, в принципе, тут и вранья-то минимум, если вообще есть.
conjure
Nov. 13th, 2016 08:38 pm (UTC)
Лен, а по-моему это не то. Ты же не претворяешься в реальной жизни, что вообще ничего не делаешь, а потом под покрывалом рисуешь и отрываешься в блоге? А люди, которые блогеры-артисты, реально делают такие финты ушами, что челюсть отваливается. Например, дети у супруги живут, и он их никогда не видит, но людям он чуть ли ни каждый день рассказывает, какой семьянин, и как всю жизнь положил на воспитание потомства. То есть такое откровенное искажение реальности, которое выставило бы его в глазах общественности принцем на белом коне. Хотя там козёл на привязи на самом деле.
angryredcat
Nov. 13th, 2016 07:30 pm (UTC)
Ооо, дамы такие дамы! Господа-импрессионисты им в подметки не годятся по красоте постановки))
А так - у каждого свои ценности. У меня одна подруга есть. Посмотреть в инстаграм, потом пойти на кухню выпить виски прямо из горла, потом порыдать, а потом убиться об стенку от собственного несовершенства, унылой жизни и вялых достижений. Я просто знаю, что там за фасадом, поэтому об стенку убиваться не спешу. И знаю, что не надо принимать за чистую монету все-все, что пишут супер-успешные люди у себя в блогах.
6ruk
Nov. 13th, 2016 07:51 pm (UTC)
Вот не знаю, есть ли у меня какая-то разница между “сценическим образом” и “реальной жизнью”, самой изнутри не видно, а со стороны никто не говорит. ))
arty_ilma
Nov. 13th, 2016 07:58 pm (UTC)
Меня все еще удивляют эти несоответствия. В блоге вижу длинноногую оочень ухоженную блондинку, в жизни - не очень удачно крашеную девушку моего роста и такой же ухоженности)
Сама выбираю удачные фото для блога, но не постановочные, и все равно у людей создаются те впечатления, которые они хотят создать, например, про мою яркую, богатую событиями жизнь, хотя все не так совсем.
curioza
Nov. 13th, 2016 08:10 pm (UTC)
Хорошая тема, хотя очень трудно о таком писать и говорить, много людей начнёт обороняться.

Я частично по этой причине не веду блогов и стараюсь работы свои не показывать. Показывать множество этапов это очень трудоёмкое занятие, а срывать лёгкие восторги от красиво поданных готовых работ мне только во вред будет.

Я очень ценю, когда люди рассказывают о процессе. Для меня откровением были рассказы и видео, когда камера случайно разворачивалась и взору открывалась целая стена заклеенная пробами одного и того же мотива.
У зрителей же создавалось впечатление лёгкости техники, очень велик соблазн перестать верить в свои силы.

Я постоянно скатываюсь в мысли, что делаю всё медленно, что руки у меня растут из жо, что там, где остальные прекрасными точными мазками передают форму и тень, мои руки совсем не слушаются головы, которая всё понимает.
Но не нужно ничего понимать на самом деле, любое понимание должно быть закреплено многими часами практики и поиском того, как это буду индивидуально делать я. И если люди берутся учить и показывать зарисовки, то неплохо было бы упоминать что стоит за тем или иным приёмом, сколько часов работы, что за условия были, какого плана работа.

В этом разрезе художник не равен артисту, это его работы заставляют нас что-то испытывать. А когда мастер класс превращается в театр одного актёра, то грустно.

И да, бывает человек уже в отрыве от реальности, явные проблемы, но упорно "строит" свою историю в сети. Жалко его, потому что чем дальше будет продолжаться эта иллюзия, тем меньше сил у него останется реально начать менять жизнь для себя.




kostuhina
Nov. 13th, 2016 08:42 pm (UTC)
А главное, иногда так видно, что это именно что образ, причем совсем не оригинальный.
(no subject) - conjure - Nov. 13th, 2016 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - curioza - Nov. 13th, 2016 11:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 14th, 2016 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 14th, 2016 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 14th, 2016 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 14th, 2016 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 14th, 2016 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - curioza - Nov. 14th, 2016 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 14th, 2016 10:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 14th, 2016 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - curioza - Nov. 14th, 2016 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 15th, 2016 12:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 15th, 2016 07:20 am (UTC) - Expand
kostuhina
Nov. 13th, 2016 08:37 pm (UTC)
Мне почему-то кажется, что такое создание образа говорит о какой-то незрелости.
Могу про свой опыт рассказать - когда начинали с подругой свое дело, конечно, тоже хотелось красивой картинки, тем более что существуем мы в основном в интернете. Чтобы красивое название, студийные портреты и фото работ как в лучших инстаграмах)) Но мы это мы, и поскольку дело наше любимое, и думаем мы больше о работе, а не об имиджепостроении, то оно как-то все само стало выстраиваться. Начиная с названия, весь наш образ в итоге, может, в чем-то и не соответствует нам в жизни, но в целом - точно не повторяет ни один другой))
conjure
Nov. 13th, 2016 08:50 pm (UTC)
Это как раз тот хороший вариант сценического образа, который стал реальностью. Плюс вы не сама по себе, а коллектив. А коллективу как раз нужна какая-то "вывеска", которая бы ёмко описала работу и функции.

Edited at 2016-11-13 08:51 pm (UTC)
crazy_koha
Nov. 13th, 2016 09:21 pm (UTC)
Ну, я не думаю, что сфотографироваться в шляпе, элегантном костюме или шикарном платье у собственной картины или в своей мастерской означает отсутствие совести.)) Имеют право люди повыпендриваться, и никто не примет эту идеализированную реальность за их реальную рутину.
А вот нарисовать в студии с фото и выдать за полевой набросок - это немного другого поля поступок. Тут уже чувствуется обман какой-то.
conjure
Nov. 13th, 2016 09:29 pm (UTC)
Я это тоже как обман ощущаю, но самом деле нужно понимать, для чего это делают люди, которые и так прекрасно рисовать умеют. Это как будто "жирно намазать на имидж" для большей отдачи. Человек же сам это нарисовал. Если он рисовать не умеет, то ему ни ателье, ни фотография не поможет.

Ну то есть я прихожу на пленэр, чтобы совершенствоваться. А такой человек приходит на пленэр для имиджа. Для меня неприемлемо, для него - бизнес, который может семеро по лавкам кормит. В общем очень смешанные чувства вызывает такое.
(no subject) - wbz09 - Nov. 13th, 2016 11:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 12:04 am (UTC) - Expand
olga_quetzal
Nov. 14th, 2016 12:00 am (UTC)
Сценический образ есть у каждого)) все-таки то, что показывается людям, это ведь далеко вся жизнь, а некая выборка. И если образ нравится, то конечно здорово думать, что такой человек действительно существует, но по-большому счету я спокойно отношусь к желанию людей приврать для красного словца)) образ тоже может быть произведением искусства)) фото Леонор Фини просто супер! Да, это художественная фотография, а не репортажная, но почему она должна быть репортажной?
Может у этих художников артистизм второй талант, вот и раскрывают как могут))
conjure
Nov. 14th, 2016 12:12 am (UTC)
Ну если выборка из реальной жизни, то это уже не сценический образ, а настоящая часть настоящей жизни. Я говорю скорее о вещах, которые нарочно ввводят в заблуждение и как далеко можно или нужно заходить, проживая образ.
yulya_vladson
Nov. 14th, 2016 12:30 am (UTC)
Хм... Мне кажется, что здесь уместно упомянуть о таком понятии как Эго)
Может, первичным стимулом для человека сделать постановочное фото - это запечатлеть себя на фоне работы, посмотреть на себя со стороны, запомнить момент. Понятно, что если человек ведёт блог, он опубликует фото - но это несколько вторично.
Но вот у офисных сотрудников есть всякие корпоративы и возможности запечатлеть себя в "привычной" среде, а у фрилансеров-художников всё-таки такого нет, так что приходится выкручиваться как-то.

Конечно, глупо приходить на групповой пленер с готовой работой. Но устроить фотосессию на память - почему бы и нет?
mctoob
Nov. 14th, 2016 03:17 am (UTC)
А мне очень помогает образ "яжехудожница", могу носить немного странные вещи и не красить волосы, позволяю себе многое, чего никогда не сделала бы, ощущая себя просто пенсионеркой. А так выстроенный образ "яжехудожницы" многое индульгирует и вдохновляет саму же меня. И, конечно, я выбираю фотки покрасивее, поэффектнее, то же относится и к показу работ. Хотя я не стесняюсь выставить незаконченные и даже слабые работы, запросто могу спросить совета у публики, например, потому что "яжемаладойхудожник"))). Но готовые работы на плэнере - это, конечно, убивает всякий смысл выхода на натуру. И "долизывать" быстрые скетчи мне всегда лень))).
А костюм и шляпа у Писарро могут просто соответствовать светским условностям эпохи.
cat_arch_angel
Nov. 14th, 2016 05:16 am (UTC)
Создание специфического образа - это тоже творчество, и вполне себе легитимное и очень интересное. Ровно до тех границ, пока хозяин образа не начинает утверждать, что образ полностью соответствует реальности, и он действительно готовит обед из пяти блюд, оставаясь от начала до конца готовки в идеально белом фартуке или пишет маслом трехметровые картины кисточкой нулевого размера в откутюрном пиджаке с небрежно наброшенным на плечи палантином. Тогда да, становится неловко. Но неловко именно зрителям, которые знают, что это вранье.
Просто я и в жизни сталкивалась с людьми, которые врут в глаза, и знают, что я знаю, что они врут, но продолжают врать по непонятной мне причине.
И это ведь распространяется не только на художественные и творческие блоги. Родители, создающие картину идеальных детей, супруги, тщательно рисущие картинки идеального счастья и взаимопонимания, всякие фешн и фитоняшки и прочее.
За себя могу сказать, что очень люблю людей, открыто пишущих о своей "кухне", о реальных работах, о реальных трудностях и творческих неудачах - о последних вообще мало кто распространяется, а ведь это почти всегда ценный опыт и для автора и для тех, кто пытается идти похожим путем.
Но есть и те, кому приятно рассматривать идеальные красивые картинки, не особенно интересуясь тем, что за фасадом. Главное- красиво, глазу приятно и вкусно написано, а насколько это соответствует реальности - уже не важно.


conjure
Nov. 14th, 2016 07:54 am (UTC)
Распространяться о неудачах опасно. Мы все без исключения склонны сортировать людей по ящикам. Если на одной чаше весов есть человек, который неизменно идёт к удаче, а на другой тот, кто к ней идёт с большими препятствиями, внутреннее предпочтение будет отдано первому. Никому не хочется знать о чужих проблемах. Но когда, к примеру, человек сам не может опубликоваться или пробиться в какое-то издательство, ему приятно и полезно узнать, что знаменитую Джоан Роулинг отклонили стопитьсот раз, прежде чем кто-то решился издать Гарри Поттера. А до того, как человек сам сталкивается с похожими проблемами, ему любые рассказы о трудностях - нытьё оратора. Увы.
(no subject) - cat_arch_angel - Nov. 14th, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - pictulandra - Nov. 14th, 2016 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - curioza - Nov. 14th, 2016 05:27 pm (UTC) - Expand
aleks_dark_22
Nov. 14th, 2016 01:32 pm (UTC)
С большим интересом прочёл Вашу статью про "Сценический образ". Очень к стати пришёлся к моему жизненному периоду.Пару месяцев назад завёл знакомство с девушкой и так глубоко ей проникся, что почувствовал её родной. Обсуждали разные темы, в том числе и искусство. Вот в один прекрасный момент наша встреча в реальности произошла. После этого она мне постоянно говорит о том, что в текстах и в жизни я - два разных человека.
conjure
Nov. 14th, 2016 02:13 pm (UTC)
Вас огорчила разность образов? По идее не могут же у человека быть совершенно другие мысли, если вы общались? Например, не может же она в общении с вами через интернет сказать, что любит Пикассо, а при личной встрече заявить, что терпеть его не может - это она специально только в блоге говорит, что он ей нравится.
(no subject) - aleks_dark_22 - Nov. 14th, 2016 04:03 pm (UTC) - Expand
natagiri
Nov. 14th, 2016 02:08 pm (UTC)
А чем отличается постановочность в преподнесении работы постом ниже (Пленер в замке), от постановочности в преподнесении автора?
conjure
Nov. 14th, 2016 02:16 pm (UTC)
Может в том, что неодушевлённые предметы принципиально отличаются от людей, которые дышат, думают и коммуницируют?
(no subject) - rikki_t_tavi - Nov. 14th, 2016 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - conjure - Nov. 14th, 2016 10:56 pm (UTC) - Expand
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

conjure
{ Natalie Ratkovski}
www.floaty.de

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel